В этой статье мы рассмотрим историю зарождения пост-металкора, изучим основных представителей сцены и ключевые альбомы, повлиявшие на развитие этого поджанра.
- Часть 1. Зарождение.
- Breach
- Today Is the Day
- Keelhaul
- Часть 2. Одиночество в андеграунде.
- Will Haven
- Knut
- Eden Maine
- Harlots
- Comity
- .crrust
- Часть 3. Смерть жанра?
- Name
- Amia Venera Landscape
- Bleak
- The Hirsch Effekt
- Часть 4. Новые правила игры.
- Rolo Tomassi
- Conjurer
- Zapruder
- Noise Trail Immersion
- Что ждет нас в будущем?
- Заключительные ремарки
Часть 1. Зарождение.
Группа Rolo Tomassi добилась в 2018 году того, чтобы их запомнили на десятилетия вперед. 2018 год в целом стал знаковым для жанра металкор в его современной трактовке. Альбом «Time Will Die and Love Will Bury It» Rolo Tomassi смог вписаться в мейнстрим, что для аналогичных групп было почти немыслимым. Практически на всех музыкальных площадках, посвященных металу, британский коллектив занимал первые страницы, собирая лестные отзывы о своем звучании. Даже люди, которые не интересовались металкором и металом в целом, ощущали странную притягательность Rolo Tomassi. Вряд ли это можно назвать чем-то из ряда вон выходящим. Коллектив не был совсем уж неизвестным – группа постепенно поднималась из андеграунда к своему magnum opus. Уже по альбому «Grievances» было ясно, что шедевр не заставит себя долго ждать. Репрезентация группы представляла собой подходы, которые разрабатывались на протяжении многих лет. Примерно так зарождался пост-металкор.
Не существует четкой дорожной карты, по которой можно было определить, когда именно сформировался пост-металкор. Непонятно, существует ли он вообще; его описание достаточно размыто. Обычно под ним подразумевают группы в жанре металкор, в звучании которых прослеживаются элементы пост-рока и пост-метала с редкими вкраплениями сладжа. Важное отличие пост-металкор команд – акцент на атмосфере. Она не связана с каким-то одним треком, с интерлюдией или концовкой. Атмосфера здесь является особенностью рассматриваемого альбома. Безусловно, размытые границы жанра оставляют широкое пространство для интерпретации. Группа Rolo Tomassi, в частности, интегрировала элементы шугейза и электроники в свое видение пост-звучания. Коллектив Noise Trail Immersion, в свою очередь, незаметно завоевавший сцену в 2018 году, создал мир, подпитываемой мрачной эстетикой блэк-метала. Как два настолько разных альбома могут сосуществовать под одним жанровым знаменем? Ключ в атмосфере. Ее формируют многочисленные тактики пост-звучания, включающие нарастающие крещендо, акцент на тембре инструментов, создание пространства с помощью продолжительных композиций и т.д. Посему связь коллективов имеется, пусть и не такая явная.
Из-за того, насколько всеобъемлющим может быть пост-металкор, довольно сложно отследить весь процесс его эволюции. Каждый артист, участвующий в этом движении, черпал вдохновение из разных источников с разных музыкальных лейблов. Дополнительную сложность представляет то, что малоизвестный характер обсуждаемых групп существенно усложняет сбор информации. Невозможно найти ни одного подкаста, ни одного интервью – даже с помощью Google. И даже те интервью, которые имеются, никак не раскрывают участников. Обычно музыканты либо слишком закрытые и отстраненные, либо неохотно признают влияния, заявляя слушателям, что они ни на кого не равнялись в своем творчестве. Частично может помочь оценка звучания и географии; некоторые группы формировались поблизости друг от друга, а потому у них имеется определенная схожесть.
Суть моей статьи – это не обязательно создание новой классификации; как уже упоминалось ранее, то, что я буду рассматривать, можно свести к нескольким отдельным терминам; попытка расставить все по местам является непростым начинанием. Утверждение, что я могу это осветить в деталях, предполагает, что я достаточно хорошо разбираюсь в истории металкора, но, даже несмотря на мои глубокие познания в этой теме, я всего лишь энтузиаст. Моя статья – это наблюдение о том разрозненном движении, которое породило самые завораживающие, изысканные и притягательные работы в хаосе металкора. Про 2018 год я уже писал выше. Два ключевых альбома вышло именно в этот год. Другие альбомы, вышедшие ранее, были недооценены, не нашли должного отклика у слушателей. Я постараюсь рассмотреть это движение в деталях, чтобы вы видели, как оно развивалось. Заодно вы сможете открыть для себя действительно достойные коллективы.
Читатели, разбирающиеся в металкоре, возможно, ожидают, что история начнется со Швейцарии. Но нет: вместо этого мы перенесемся в Швецию, чтобы познакомиться с одной из наиболее значимых групп в андеграундной хардкор-музыке.
Breach
Многие краст-группы и хардкор-коллективы, ориентированные на пост-метал, упоминают Breach в числе своих вдохновителей. Несмотря на недостаточное внимание, уделенное группе во время ее существования, Breach смогли оставить четкий след, заметный и по сей день. В некотором смысле они являются Planes Mistaken for Stars для своей сцены – группой, которая, несмотря на признание со стороны своих коллег, так и не смогла набрать значительную аудиторию слушателей. Такова жизнь андеграундного коллектива; инновационное видение часто не находит отклика у окружающих. Хотя Breach ассоциируют с крастом и хардкором, их необычное смешение жанров оказало весомое влияние и на пост-металкор сцену. Размытые, шумные риффы шведов создавали зловещую атмосферу. Она окутывала со всех сторон, сокрушала устрашающей тяжестью, била по перепонкам. Breach сыграли ключевую роль в формировании пост-метала в его текущем виде. Подобные характеристики применимы и к темной стороне пост-металкора. Особенно заметно это на альбоме «Challenger» группы Knut, но об этом позднее.
Годы деятельности коллектива охватывают период с 1993 по 2002. За это время группа выпустила три альбома, заслуживающих уважения за свою новизну и непревзойденное качество. Чаще всего цитируется их альбом «It’s Me God», поскольку он был первым в этом триптихе, и, следовательно, стал первой демонстрацией способностей Breach. Он сочетает скоростные пассажи с медленными композициями, стремящимися аккуратно раскатать своих слушателей, что длится на протяжении 37 минут. Подобный подход был взят на вооружение многими известными коллективами, такими как The Ocean. Выступления Breach оказали влияние не только на один швейцарский коллектив, но и на спящего зверя в Британии… Но мы всего этого еще коснемся.
Стоит отметить, что His Hero Is Gone – небольшой краст-коллектив из Теннесси – стал для Америки примерно тем же, чем был Breach для Европы. Оба коллектива были почти одинаково неизвестны широкой аудитории, но нашли поклонение среди коллег по цеху. Если Breach – это непродолжительное сияние, то His Hero Is Gone – это вообще кратковременная вспышка. Группа просуществовала с 1995 по 1999 год. Их шумные, нойзовые, дисторшированные гитары нашли свое место в пост-металкоре, и их вклад, вероятно, сравним с тем, что сделали Breach для данного жанра. Если уж говорить про нойз и Теннесси…
Today Is the Day
Связь группы Today Is the Day с металкор-сценой довольно очевидна: их хаотичный, непредсказуемый и диссонантный саунд оказал глубокое влияние на формирование метал-музыки в целом в течение 1990-х годов. Нельзя недооценивать значимость альбомов «Willpower» и «Temple of the Morning Star». Группа The Dillinger Escape Plan, долгое время считавшаяся титаном жанра металкор наравне с Converge, отмечала, что именно Today Is the Day стала тем фактором, который способствовал развитию их пандемоничного стиля музыки. Именно концепция, лежавшая в основе Today Is the Day, сделала их влияние на последующих исполнителей настолько весомым; текстура их саунда была примитивной, злой и грубой. В итоге с ними мало кто мог сравниться. Звучание охватывало массу стилей, что позволяло группе совершать свои шумовые открытия.
Многие пост-металкор группы перешли к внедрению диссонанса, подобно начинаниям Today Is the Day, когда помехи просачивались сквозь динамики, а резкие гитары усиливали какофонию. Само по себе это было объективно отталкивающим, но и в уродстве бедлама тоже есть свой магнетизм. В данном случае такое сладжевое звучание впоследствии было возрождено в 2019 году. Металкор-сцена должна поблагодарить Today Is the Day за их существенный вклад. Подобно группе Breach, следует отметить, что эти ребята не были единственными шумовыми исполнителями; к ним присоединились сливки Нью-Йорка — Helmet и Unsane, причем последние открыто признавали влияние Today Is the Day. Пока Европа приближалась к признанию «зефирного» пост-метала, США готовились предложить что-то более шумное и неограниченное. Оба эти движения породят потрясающие альбомы в ближайшем будущем.
Некоторые из релизов пришли из неожиданной локации: из Кливленда.
Keelhaul
Keelhaul – прогрессив-металкор квартет, появившийся во второй половине 1990-х. Группа сочетала тяжелые риффы с высокой техничностью исполнения. Они добавили в хаотичный, шумный пост-металкор некоторую мелодичность, создавая сложные пассажи и запутанные ритмы. После своего возвращения на сцену в 2009 году с альбомом «Triumphant Return to Obscurity» группа получила поддержку от влиятельного пост-метал коллектива ISIS, что неудивительно, учитывая, что Keelhaul были подписаны на лейбл Hydra Head, связанный с Аароном Тернером. В плане хардкора также ожидались существенные подвижки, поскольку гитарист Крис Смит успел накопить опыт в Integrity, как и другие участники, разбросанные по кливлендской сцене.
Их всех перечисленных групп Keelhaul является, возможно, одной из самых закрытых; про Breach, по крайней мере, высказывались некоторые критики и уже успешные артисты. Группы по типу Today Is the Day можно уже считать популярными из-за вклада в звучание (привет, сладжевый ревайвл!). Keelhaul не были обласканы вниманием критиков, про них редко говорят, у них мало слушателей.
На втором альбоме группы под названием «II» идея звучания кристаллизовалась в своей лучшей форме. Альбом оказался не таким атмосферным, как обсуждаемые выше шумовые акты, но при этом он привлекал бесстрашным использованием сладжевого звучания с фокусом на сложной инструментовке. Это станет фундаментом творчества для дейтонского коллектива, который, к сожалению, столкнется с тем же недостатком внимания, как и их коллеги из Огайо. Эти примеры показывают, насколько мощным, быстрым и продуманным может быть пост-металкор. Значительную часть успеха жанра можно приписать беззаботному, игривому характеру Keelhaul и их тяжелой музыки, которую они принесли на сцену.
Еще одна группа, иногда маркируемая как металкор (среди множества других определений) – чикагский коллектив Pelican. Их разнообразные мелодии и более атмосферные подходы использовались для увеличения возможного эмоционального воздействия, которое мог предложить пост-металкор. Они также оказались вовлечены в то, что многими критиками считается первой (или наиболее определяющей жанр) пост-металкор записью. Менее известный дебют пришелся на Калифорнию, но о нем позднее. Оба этих события дали старт пост-металкора, что в целом осталось незамеченным в истории.
Часть 2. Одиночество в андеграунде.
Наброски пост-металкора формировались в течение 1990-х годов. Когда жанр начал развиваться в начале 2000-х, шагнул в новый век, усилия групп-предшественников стали плавно перетекать в творения, комбинирующие эти базовые влияния. Жанр готовился к эпохе ренессанса, которая привела к взрывному росту новых исполнителей. Происходила смена поколений, когда хардкор-группы прошлого передавали эстафету новым командам. Те, кто выжил в течение этих лет (The Dillinger Escape Plan, Converge и Zao), продолжали набирать популярность, при этом первые две группы достигли своего пика в начале нового десятилетия: «Miss Machine» вышел в 2004 году, а знакомый всему метал-сообществу «Jane Doe» – в 2001, навсегда изменив связанный жанр. Именно в этот период стало модным отдавать предпочтение мелодичности, которая нашла свое место в саундскейпах Hopesfall и захватывающих пассажах Misery Signals. Norma Jean начал разносить все вокруг себя. Underoath медленно раскачивался. Beecher был в гневе и хотел, чтобы об этом слышали все.
Невозможно перечислить все удивительные записи, появившиеся с 2000-го года и примерно до 2009-го, когда металкор усвоил уроки своих предшественников и буквально взорвался фейерверками популярности, креативности и продуктивности. Эта часть сцены уже не была оккупирована хардкорными группами; их усилия наконец окупились и открыли новую эру в классификации, о которой старые ценители до сих пор воздыхают, ностальгически вспоминая как золотые дни металкора. Казалось, что жанр займет свое заслуженное место на рынке мейнстримового метала, который значительно расширится с приходом более попсовых коллективов, воспевающих чувства. В следующем десятилетии, начиная с 2010 года, этот подход достигнет новых высот в восхищении фанатов и в пренебрежении со стороны старых адептов жанра. Одно было верно: металкор работал на полную мощность. Его аудитория росла.
Какое место занимает пост-металкор в этой системе? Хотя в эту эпоху были выпущены многие важные для жанра записи, в основном они не доходили до массового слушателя. Известные группы правили бал. Все движение шло в андеграунде. Малоизвестные коллективы выпускали альбомы, которые поражали своим звучанием, опередившим свое время, тихонько преодолевая ограничения. Уже заложенная основа пост-металкора становилась все совершеннее и выразительнее, и альбомы, которые вышли в те годы, вполне возможно, превосходили популярные релизы, которым было отведено гораздо больше внимания. То, что делали следующие группы, не всегда было понятным; некоторые коллективы стремились расширить границы металкора до различных экстремальных форм. Впрочем, альбом «Calculating Infinity» The Dillinger Escape Plan со временем стал классикой, пусть и достаточно самобытной. Он получил недостаточное внимание то ли по причине невезения, то ли из-за плохой рекламы. Это не так важно. Пост-металкор развивался, но не купался в лучах славы; он существовал на задворках.
Даже самые влиятельные представители пост-металкора находили любовь только у немногих слушателей. Их поддержка ограничивалась периферией сцены. Однако их влияние, как покажет время, оказалось существенным.
Will Haven
Многие вспоминают революционное звучание альбома «Challenger» группы Knut. Однако калифорнийцы Will Haven примерно на год опередили швейцарских рокеров, следуя буйству Today Is the Day. В своем альбоме «Carpe Diem» 2001 года они представили сладжевую, грязную пост-метал атмосферу, причем вдохновлялись они далеко не шведской группой, а знаменитыми Neurosis из Окленда. Мы легко можем найти схожесть ощущений и структуры «Carpe Diem» и альбомов Neurosis из 90-х. Калифорнийские музыканты решили атаковать свою аудиторию мощными, тяжелыми, грязными риффами, что вдохнуло жизнь в статичные звуковые ландшафты, создало угрожающий флер.
В отличие от других групп, Will Haven никогда не фокусировались на техничности исполнения, их внимание концентрировалось на создании некоторого дурного предчувствия, мрачного знамения, несущего в себе только тьму. Немаловажную роль в этом сыграла перкуссия, звучащая с некоторым резонансом по отношению к остальному саунду. «Carpe Diem» подчинял волю слушателя, заставлял повиноваться с помощью своего тяжеловесного напора, подкрепляемого грубым каркасом металкора. Такая тяга к «дилетантскому» качеству творчества стала для многих отличительной чертой классического металкора; он источал грубую энергию в своем раннем периоде становления. Опыт Will Haven был перенят многими группами по всему миру.
Knut
Несколько загадочный швейцарский коллектив, замеченный Аароном Тернером из ISIS. После совместных туров с Converge и Botch группа познакомилась с владельцем лейбла Hydra Head (коим и был Аарон), который тут же переиздал их дебютный альбом «Bastardiser». Knut выступали на одной сцене с ISIS, с Pelican, а также – сюрприз! – с Keelhaul. По этой причине все то, что нашло свое отражение на альбоме «Challenger», не может объясняться простым совпадением; коллектив долгое время вращался среди пост-метал команд. Здесь были и темные глубины Breach, и контролируемый хаос Converge, и хардкорные переменные Botch. Группе Knut удалось взять эти отдельные сущности и слепить на их основе что-то свое, пусть и с явно прослеживаемыми аллюзиями.
Неудивительно, что андеграунд-энтузиасты называют «Challenger» первым настоящим пост-металкор альбомом. Ему удалось объединить тяжесть, атмосферу, техничность, повторы, риффы, шум и размытость звучания. Ранние записи фокусировались только на определенных аспектах, таких как техничность Keelhaul или плывущая тяжесть Will Haven. Успех этого конкретного диска состоит в том, что все подходы здесь находятся в гармонии, ни один из них не довлеет над другим; все ингредиенты смешиваются в удобоваримое целое. До них никто так не делал. Творение Knut открыло путь артистам, заинтересованным в расширении границ жанра. Такое достижение было впечатляющим для своего времени, а потому работа «Challenger» по праву заслужила свое место в обширной галерее лучших металкор-альбомов.
Среди множества аспектов, достойных обсуждения, самым интригующим является знаменитый финал диска. Металкор-альбом редко содержал треки, продолжительность которых превышала 10 минут; даже записи длиннее 5 минут попадались не так часто. Финальный трек Knut разнес этот рубеж на куски. Группа выпустила практически 20-минутный «айсберг» под названием «March». Да, можно спорить, насколько этот конкретный трек интересен, поскольку он содержит повторяющийся мотив. Однако ранее в металкоре такого точно не наблюдалось. Трек значительно обгоняет даже “Man the Ramparts” от Botch и «Jane Doe» от Converge. Группы получили ценный урок: возможности пост-металкора почти безграничны. Можно не сводить все треки к какой-то определенной продолжительности. Открылась дверь для пост-металкора длинных форм.
Eden Maine
Было только вопросом времени, когда кто-то вдохновится треком «March» и доведет его до совершенства. У Will Haven и Breach тоже присутствовали инструментальные (или почти инструментальные) треки, позволяющие разбавить атмосферу альбома. Британская группа Eden Maine подхватила развивающиеся концепции – вспомните ту размытую эстетику, которую вынашивала Европа – и подняла звучание Knut до нового уровня. Единственный полноценный альбом, который они выпустили, «To You the First Star», оставляет сильнейшее впечатление благодаря своей редкой особенности: для металкорового альбома он слишком легкий в плане «core». Eden Maine старались уловить атмосферу и передать ее, что привело к появлению многочисленных интерлюдий и пост-метал экспериментов. В этой притягательной дымке проплывают разные контуры, то замедляя свой бег, то ускоряясь. Звучание то становится исступленным и техничным, то остывает и затормаживается. Музыкантам было важно передать ощущения от каждого конкретного трека; мелодичность гитар постепенно шла к своей кульминации, что рассеивало атмосферу беспокойства за счет скрытых полутонов.
Таковым был фирменный стиль Eden Maine: тревожность. Треки вроде «I Am What You Are» звучат как саундтрек к фильму ужасов – предвестник монстра, вырывающегося из темных уголков Земли. Затем, когда группа решила усилить этот эффект, все стало совсем уж сумасшедшим; «The Acidic Taste of Betrayal» – это один из самых жестоких, сатанинских экспериментов на металкор-сцене, он изливает ярость, демонстрирующую власть коллектива над хаосом и эмоциями. Eden Maine завершают свой альбом титаническим эндшпилем – пусть и не таким длинным, как у Knut, но все же. 13-минутный трек «Disinformasiya», пусть и движимый закрученными риффами и громовыми барабанами, растворяется в пост-роковом финале, позволяя нежному звучанию унести альбом в лазурные небеса. Группа Eden Maine подтолкнула жанр вперед за счет использования дополнительных инструментальных элементов. Струнные в «The Atheist Light» неожиданно вплетаются в музыкальное полотно. Такой подход показал, что пост-металкор может использовать для своих целей любые необходимые средства.
В своей стране Eden Maine нашли последователей в лице Devil Sold His Soul, которые образовались примерно в 2005 году, когда был выпущен альбом «To You the First Star». Первый альбом Devil Sold His Soul «A Fragile Hope» вышел в 2007 году. Он передавал ту же атмосферу, что и творчество группы из Хартфордшира. Devil Sold His Soul смогли завоевать достаточно большую аудиторию и стать важным звеном для британской core-сцены, продолжившей свое развитие во второй половине 2000-х годов. Важно отметить, что, в то время как творческое видение Eden Maine было диссонантным по своей природе, Devil Sold His Soul выбрали для себя более мелодичный подход. И, выбрав более медленный темп, группа смогла сформировать и развить свою нишу, используя наработки коллег по цеху.
Harlots
Соратники Keelhaul проявляли явный интерес к усилению техничности своего звучания. С виду Harlots казались символом бума и спада металкора «золотого века»: группа просуществовала всего 4 года до своего распада (2004-2008). При этом в своем творчестве эти жители Огайо активно экспериментировали с пост-металкором, не сильно отличаясь от своих британских коллег. Если подход Eden Maine опирался на гитары, то Harlots углубились в область эмбиента, позволяя статике, электронике, случайным шумам и отдаленным гитарным переборам украсить мрачное полотно, которое звучало загадочно, почти непроницаемо. Неровное качество записи сделало диск еще более интригующим; мрачное смешение лишь подчеркивало гнетущую атмосферу. Восприятие треков усложнялось за счет запутанных риффов и спиральной перкуссии, что, конечно, сформировало уникальную ауру группы.
Указанный подход нашел свое отражение на дебютном альбоме «The Woman You Saw is the Great City that Rules over the Kings of the Earth», представляющем почти 40-минутное полотно, которое сплетено из продолжительных треков, разбитых эмбиентными интервалами. Впоследствии Harlots отошли от данного шаблона, находясь под влиянием таких групп Discordance Axis и Ion Dissonance (последняя даже гастролировала с Harlots). Последняя работа Harlots, «Betrayer», оказалась лишена атмосферы. Группа направила тяжесть пост-метала в русло грайндкора, свободно трансформируя темпы, ломая ритмы и шокируя как мелодией, так и синкопированными переходами. Несмотря на то что Harlots не добились широкого признания, они вполне могут претендовать на звание одной из самых яростных металкор-команд. «Avada Kedavra» — прекрасный пример того, насколько впечатляющей может быть группа. Их самый существенный вклад – атмосфера – со временем подхватывался другими коллективами и активно развивался. Спустя три года атмосферность вышла на свой пик, причем ее эмфазис пришелся на Россию.
И если влияния на Harlots можно легко отследить – Keelhaul располагались в нескольких милях к северу, поблизости от грайндкор-сцены Канады, — то в случае с группой Thumbscrew из Остина (Техас) все становится более запутанным. Группа выпустила свой единственный альбом «All is Quiet», смешав атмосферный металкор с грайндом, находясь в явной изоляции. Вполне вероятно, что они стояли у истоков американского грайндкора, возможно, перенимая некоторые техники Terrorizer, дебютировавших в соседней Калифорнии. Этот альбом выбивается из реалий тех времен, он сильно отклоняется от школы пост-металкора Will Haven. Он аномален даже для той узкой андеграундной сцены, которая существовала в те годы, но при этом пробуждает удивительные эмоции. Откуда у Thumbscrew взялось столько мастерства, чтобы записать этот шедевр – загадка.
Comity
Французы из группы Comity, которая ныне уже не существует, были некоторым исключением из правил. По сравнению с коллегами, творившими в то время, их пост-металкор стиль был более математическим, но при этом тяготеющим к сладжу. Карьера Comity началась примерно так же, как и у Harlots – техничность нанизывалась на фундамент пост-метала. Однако, если группа из Огайо постепенно отошла от создания всеобъемлющей атмосферы, Comity решили сохранить ее. Они записывали свои работы на протяжении десяти лет; группе удалось выжить даже в тот период, когда многие их коллеги распались. Свой последний концерт они дали в 2019 году. Они были популярны во Франции, но за пределы страны их известность практически не выходила. Это настоящая потеря для сообщества, поскольку парижские музыканты являлись новаторами во многих отношениях. Очень важно отметить их альбом «The Deus Ex Machina As A Forgotten Genius» 2003 года – первый полноформатный металкор-альбом в длинной форме, где каждый из треков превышает 9 минут. В переиздании этой пластинки в 2004 году были добавлены еще два трека с EP «Andy Warhol Sucks». Это одна из самых странных формаций в истории данного жанра.
Подход Comity к своему дебютному альбому не сильно отличался от идей Eden Maine. Эти группы решили поставить атмосферу в приоритет – сильнее, чем их предшественники. Парижский коллектив не стеснялся использовать более медленные ритмы для формирования густого, сладжевого вайба, подчеркивая мрачность и тяжесть гитар. В итоге последующие вспышки пугали еще сильнее; финал трека «A Track To Forget What Has Been Forgotten», к примеру, невероятно тосклив и проникновенен, что почти полностью убивается неудержимыми гитарными риффами и безумной перкуссией в следующем треке «Her Own King Theory». Контраст поразителен, такой переход полностью ломает задумчивое настроение, что сбивает слушателей с толку. Когда Comity были на пике своей карьеры, им практически не было равных. Следом за дебютной работой последовал релиз «… As Everything Is A Tragedy», который оказался таким же интересным и загадочным. Альбом был разбит на четыре части и содержал 99 разных треков, в основном длящихся всего лишь несколько секунд. Такое странное творческое решение не имеет аналогов в развивающейся истории металкора.
Франция перехватила мяч, но Италия не отставала. Группа Ephel Duath, редко упоминаемая в контексте металкора, очень многое позаимствовала из данной сцены при формировании своей особой идентичности: джаз-фьюжн харкдор-панка. Итальянцы пригласили джазового барабанщика и гостевого трубача, добавив в эту лихую смесь еще и синтезаторы. Такое звучание было необычным, хоть порой и упоминаются сравнения коллектива с Kayo Dot. Как и в случае с Comity (чтобы нарисовать их точный портрет, часто говорят о Cult of Luna, Cave In или Starkweather), Ephel Duath ничуть не уступали своим вдохновителям. Их работы были достаточно сильными, чтобы стоять на своих ногах, не нуждаясь в поддержке атлантов. В то же время в США группа Swarm of the Lotus представила ‘пулеметный’ альбом «The Sirens of Silence» в формате сладжевого пост-металкора с сокращенной длительностью песен. К сожалению, все три группы, за исключением только Ephel Duath с их культовым альбомом «The Painter’s Palette», так и не получили должной известности.
.crrust
Только единичные коллективы шли по безумным творческим тропам, как это делали Comity. Спустя 4 года после того как их дебютный альбом попал на полки магазинов, их изобретательность нашла себе пару в виде альбома «Pain Is a Mere Sensation» российской группы .crrust. Группа, как и Harlots до них, не пережила 2010 год, и их достижения были оценены лишь небольшим фанатским сообществом, сформировавшимся уже после их распада. Именно .crrust смогли вывести творчество Comity на следующий логический уровень – группа выпустила альбом, состоящий из одной песни. Пост-металкор больших форм предстал в своем новом представлении. Российская группа выпустила 44-минутную одиссею, дополненную математическими переходами, завораживающей тяжестью и гнетущей атмосферой. Ни одна песня не собирается спасать заблудшего слушателя. Звучание не останавливается ни на секунду; .crrust вдавливают педаль газа в пол на протяжении всей работы, пусть ее строй и меняется. В таком контексте .crrust выглядят бесспорными преемниками Harlots с их альбомом «The Woman You Saw is the Great City». Альбом «Pain Is a Mere Sensation» еще сильнее раздвинул границы пост-металкора и показал, насколько далеко он может вовлечь слушателей.
Хотя структура песни полностью едина – это самая длинная из металкор-композиций, насколько можно судить, — «Pain Is a Mere Sensation» внутренне разделена на две отчетливые половины. Первая часть альбома не тратит ни секунды на театральность и сразу же погружается в то, что можно назвать российским ответом The Dillinger Escape Plan. Внедрив разрозненные интермедии, которые даруют лишь мимолетные вздохи передышки, .crrust 20 минут безоговорочно «избивают» слушателя, ослепляя его джазовыми трюками, сопоставимыми с выступлениями вышеупомянутых гигантов сцены. Во второй части альбома московская группа переходит к более ленивому темпу. Металкоровая дикость заменятся на что-то менее назойливое и более зловещее: вместо музыкальности появляются заблудшие гитары, статичные шумы, электроника и другие разбросанные звуки. Чистый эмбиент берет верх на диске и не отпускает до самого конца. В этот момент группа показывает свои козыри; на протяжении оставшихся 20 минут сюрпризов уже не будет. Диссонантная, странная атмосфера возведена в абсолют, погружая слушателей в толщи неопределенности.
«Золотой век» оказался неизмеримо успешным для пост-металкора, если оценивать лишь ту незамутненную решимость, которая пронизывала сцену со всех сторон. Направление было выведено за рамки какой-либо общей структуры благодаря стараниям Knut и Comity. Коллективы показали, что длина треков – это не ограничение, если художнику хочется добиться более грандиозного и всеобъемлющего звучания. Атмосфера и пространство перестали быть мимолетным увлечением; вклад групп, таких как Eden Maine и их последователей, стал ключевым для жанра. Пост-металкор старался стремительно преодолеть все барьеры, видоизменившись всего за 6 лет. Однако пришли 2010-е годы. Обстоятельства стали иными. Разделительная линия, казавшаяся такой близкой, вдруг отдалилась на миллионы световых лет.
Часть 3. Смерть жанра?
Что именно ведет к «смерти» музыкального жанра? Это понятие часто используется, но конкретное определение меняется в зависимости от того, из чьих уст оно вылетает. Для одних наблюдателей упадок жанра означает потерю креативности. Другие считают, что смерть жанра наступает в том случае, когда он перестает быть интересен для широкой аудитории. Иногда на сцене может быть так мало известных исполнителей, что ее вполне можно назвать устаревшей. Последнее объяснение кажется наиболее подходящим. Во-первых, понятие «отсутствие креативности» в большей степени связано со стагнацией, чем со смертью жанра. Группы по-прежнему существуют в данном направлении, возможно, их стало даже больше, но ни одна из них не отклоняется от классических подходов. Во-вторых, широкая общественность не является надежным жрецом фемиды при оценке жизнеспособности жанра. Андеграунд никогда не получал всестороннего освещения в прессе. Таким образом, сцена, на которой представлены крупные группы, может выглядеть однобоко, искаженно, поскольку под господством их популярности не видно мелких игроков. В период спада металкора продуктивность групп падала, однако все равно запоминающиеся, интригующие, статусные альбомы выходили. Почему же появилось выражение «металкор мертв»?
Если считать Warped Tour индикатором, то металкор был почти на пике своей популярности. Killswitch Engage, All That Remains, Atreyu, Asking Alexandria и многие другие коллективы продвигали звучание, которое привлекало внимание масс. Австралийская группа Parkway Drive стала лидером этой сцены. Это не было случайностью; эти группы попадали в топ-200 по версии Billboard. Они не только пользовались высокой популярностью, но и прекрасно продавали свою музыку: фанаты собирались толпами и покупали то, что слышали на концертах. Еще одна революция произошла в «прог-кор» сцене, которая объединила характеристики прогрессивного метала того времени с базисом металкора. Опытные вокалисты и запоминающиеся инструментальные партии сделали эту отдельную сцену довольно известной, а ERRA и Northlane, наряду с другими группами, сформировали новый рынок для направления, которое получило быстро растущее внимание со стороны критиков и музыкальных любителей. При этом общение с фанатом прог-кора демонстрирует иную картину. В конце концов, альбомы «Discoveries» и «Augment» – своего рода «священные скрижали» прог-кора – были выпущены в 2011 и 2013 годах соответственно. Металкор явно не был «мертвым», вне зависимости от моего определения или какого-либо иного описания. Итак, если пациент скорее жив, то что же с ним случилось?
Ответ может быть довольно простым: сцена разделилась, не примирившись с такими изменениями. Пуристы были встревожены появлением и исчезновением групп, подобно тому, как переход от 90-х к 2000-м положил конец некоторым формациям и породил другие. Серия изменений шла подспудно, но по-другому, нежели в «золотой век», ибо фанаты не всегда были удовлетворены результатами. Классические стили ушли в андеграунд, редко появляясь в публичной сфере, в то время как новая мейнстримовая эстетика завоевала первые полосы журналов. Потеря огромной массы артистов привела к тому, что весомая часть фанатской базы металкора осталась без права голоса; многие из них перестали интересоваться тем, куда движется сцена, ведь их личные интересы уже не учитывались. Да, если сравнивать с The Devil Wears Prada, то звучание старой школы было уже не таким коммерчески успешным. Чрезмерную техничность и тяжесть было сложно продать. Converge и The Dillinger Escape Plan – это исключения, а не правило. В любом случае, обсуждение смерти металкора – это спекулятивная тема, и большинство утверждений, сделанных в этой связи, часто противоречат друг другу.
Пост-металкор не обзавелся каким-то особым иммунитетом. Почти все обсуждаемые в этой статье группы распались со временем. Knut неактивны, их статус неизвестен. Breach давно закрыты. Keelhaul тоже. Eden Maine, Harlots и .crrust завершили свою деятельность еще до смены десятилетия. Ephel Duath уже не смогли повторить успехов альбома «The Painter’s Palette» и тихо распались в 2014 году. Comity обвалились не так давно, несмотря на отважную борьбу до конца. Последний материал Will Haven оставляет желать лучшего – кажется, что они хотят вернуться в те славные дни, когда они были на слуху. Today Is the Day не демонстрируют каких-то новых идей. Все продолжало развиваться, игнорируя массовую беду, унесшую профессионалов пост-металкора; 2010-е годы добавили к первому десятилетию свои инновационные элементы. Что-то выглядело бледновато по сравнению с предшественниками. Другие группы решили выводить звук на новый уровень. Единственным минусом было то, что в андеграунде тоже шло активное движение, пока еще не достигшее фокуса внимания. При этом одно отважное немецкое трио решило пробиться сквозь этот барьер, долгие годы огранивающий пост-металкор от попадания в мейнстрим. До него были и другие коллективы, которые старались занять этот недостижимый трон.
Name
Трио из Сан-Франциско сражу же приступило к своему амбициозному проекту – дебютному альбому, включающему в себя 13 треков, длящихся в общей сложности 1 час и 20 минут. Тогда стриминг не был еще таким популярным, потому создавать настолько длинный продукт – это уже было сродни рекорду. Сложно было уговорить аудиторию прослушать такую работу от корки до корки, особенно если для коллектива это дебют. Альбом «Internet Killed the Audio Star» включал в себя четырехчастную сюиту и 10-минутный эпический трек – наряду с другими длинными песнями. Сладжевая интенсивность предыдущих американских коллективов, таких как Swarm of the Lotus, сталкивалась здесь с техничностью и двойственностью Comity, образуя альбом, вольно обходящийся со структурой песен, но при этом сохраняющий определенную тяжесть звучания. Аранжировки дополнялись джазовыми басовыми проигрышами и извилистыми мелодическими риффами, но они не находили своего развития. Вместо этого применялось более математическое звучание, а также переход к медленному ритму. Новички Name продемонстрировали высочайший уровень написания треков, что нехарактерно для дебютных работ.
Звучание Name отличалось еще некоторыми аспектами, которых стоит коснуться в статье. В самом начале альбома группа использует только бас, гитару и барабаны. Удивительно, что трио смогло воспользоваться таким ограниченным инструментарием для формирования интересных переходов – от выразительных звуковых пейзажей к хаосу маткора, будто коллектив тренировался десятилетиями. Трек под названием «Dave Mustaine» — чистая демонстрация творческих сил Name, особенно его финальная часть. Пандемонический инструментал резко обрывается и включается грувовый, попсовый фрагмент с вылизанными синтами, что является натуральной неожиданностью, впрочем, вполне отвечающей общей непредсказуемости трека. Калифорнийская команда максимально раскрывается в центральном треке «The Sycophant, The Saint & The Gamefox», который на протяжении 10 минут погружает слушателей в теневые глубины. Также есть инструментальный эпизод «You’ll Never Die In This Town Again», нежное звучание которого дарует спокойствие и отдохновение от хаоса предыдущего трека.
По сравнению со своими коллегами, Name не внесли ничего революционного, не изменили сложившееся положение дел на сцене. Важным было то, что они отличались невероятным духом в самом начале карьеры; это показывало, что в пост-металкоре могут появляться новые команды, способные заменить старые развалившиеся группы. То, что было создано ранее в рамках «Deus Ex Machina As A Forgotten Genius», смогло повлиять на молодые коллективы. Группу можно упрекать за отсутствие некоторого настроения, но важным было то, какие идеалы они преследовали. В итоге они выпустили отличный альбом, масштабный и нескучный. Та же самая горящая страсть проявилась годом позже, когда на сцене появилась группа Dionaea и их EP «Still». Творчество этого коллектива склонялось в сторону прогрессивного метала, грайнда и пост-рока, однако их изобретательность позволила также скомбинировать элементы маткора и пост-металкора. Задыхающийся под грайнд-влиянием металкор нашел свое отражение в творчестве Frontierer и Sectioned. Очень важно отметить, что Dionaea отошли от присущей -кору мрачной атмосферы; «Still», несмотря на редкие проблески агрессии, отличается довольно мирным звучанием в своих расплывчатых пост-роковых образах. Кратковременная популярность группы и ее последующий быстрый распад успели продемонстрировать, что пост-металкор может быть прекрасным и притягательным.
Amia Venera Landscape
Казалось бы, из ниоткуда, без каких-то особых анонсов и фанфар, появился коллектив, который смог по качеству своей продукции существенно превзойти существующих в тот момент андеграундных исполнителей. Треки были записаны с использованием нескольких инструментальных слоев, находящихся в постоянном движении, перетекающих и эволюционирующих, что отвечало подходу «биг-бэндов»: три гитары, к которым также добавлялась бас-гитара. Эти отдельные фрагменты, связанные воедино с помощью мастерского использования ударных, варьировались от достаточно сложных, техничных мотивов до достаточно простых тембров. Сочетание эмоционального чистого вокала и рычащего грубого позволило существенно обогатить композиционное наполнение треков, что позволило Amia Venera Landscape легко обойти всех своих конкурентов. Все выглядело так, словно пост-металкор внезапно продвинулся на несколько лет вперед, достигнув преждевременного апогея и обойдя своих собратьев, чтобы отхватить корону, пока этого еще никто не заметил. Весь андеграунд стал империей Amia Venera Landscape. Бесстрашный итальянский коллектив показывал, что теперь они здесь правят бал.
Достаточно прослушать альбом «The Long Procession», чтобы понять, почему он оказался таким привлекательным для сцены. Справедливо утверждать, что этот альбом можно назвать пост-металкором в своем максимальном виде. Техничность, которую принесли Keelhaul много лет назад, получила невероятное преображение. Открывающий трек «Empire» является максимально буйным, каким и должен быть «-кор»: сразу же, без каких-то введений, слушателей накрывает бесконечной волной змеящихся риффов, дополняемых энергичной перкуссией и взрывными переходами. Есть и композиция «Ascending», в которой нет плавающих гитар. Здесь для создания атмосферы используются шумы и меланхоличное фортепиано. Мимо нас проплывает печальный сельский пейзаж. Никого вокруг. Все композиции связаны воедино общей атмосферой, отражая человеческую боль во всех своих проявлениях.
Запись, плавно переплетаясь со сложными металкор-треками и атмосферными произведениями, расцветает от подобного многообразия находок, что подчеркивает вклад всех участников коллектива. Прототип, сформированный Eden Maine, здесь дорабатывается до совершенства; какая-то неловкость или предсказуемость отсутствует. Темы утраты, ненависти и сожаления получают соответствующие полутона; эмоциональность лирики связывается с инструментальными мотивами, рисуя богатую мазками картину. Мелодичность “A New Aurora” переходит в ярость хардкора «My Hands Will Burn First», достигая своего катарсиса. Этот альбом стал классическим. Уже не важно, вернется ли коллектив снова; его наследие продолжает жить. Дар предвидения благоприятствовал коллективу. Открытие новой эры пост-металкора и задание недосягаемой вершины – это больше, чем может желать любая группа.
Bleak
На противоположной стороне спектра находился квинтет, который не стремился приукрашивать свои мелодии. Выходцы из Сиракуз (Нью-Йорк), группа Bleak показала, что шумность, внедренная Today Is the Day много лет назад, по-прежнему является важным аспектом металкора. Запутанное содержимое альбома «We Deserve Our Failures» звучит так же грубо и угрожающе, как и мрачное название пластинки. Музыка наполнена пугающей силой KEN mode, вплетенной в конструкцию металкора. Правил балом сладж, этот жанр властвует над угрожающим звучанием коллектива. Все приятное и светлое задушено бесконечной бездной, разверзнутой с помощью неистовых гитарных риффов, подкрепляемых характерной «хрустящей» бас-гитарой. Каждое сотрясание тарелок, каждый барабанный удар – все это звучит как громовой взрыв, отправляющий слушателей в самые глубины бытия. Никогда еще пост-металкор не звучал так угнетающе и так грубо. Ближайшие параллели – альбом «Betrayer» от Harlots. Удивительно, что такие глубокие ощущения формируются не в результате гигантской длительности альбома, а всего лишь за полчаса безумия.
По описанию можно подумать, что Bleak не вписывались в образ современного пост-металкора, увлеченного более мягким звучанием, однако это не совсем так. Bleak и их коллеги из Калифорнии (Name) вполне занимали свое определенное место на сцене. Name продолжали развивать прогрессивную интерпретацию жанра, а Bleak возрождали неискаженный мрак, характерный для прошлого, стремясь создать атмосферу, которая опиралась почти исключительно на адскую тяжесть звучания. Некоторые коллективы, играющие хаотический металкор, давали слушателям передышку – но только не Bleak. Как только вы включаете «We Deserve Our Failures», на вас наваливаются беспощадная ненависть и неутолимое отчаяние. Иногда группа из Сиракуз разгоняется, оглушая сложными гитарными партиями, напоминающими «You Fail Me» от Converge. Чаще всего артисты следуют устойчивым медленным темпом, специально замедляя риффы. Статичный фон взрывается, когда две гитары объединяются с бас-гитарой, формируя стену звука, подавляющую своей мощью. Но это не просто тяжесть ради тяжести; Bleak знали, как написать действительно запоминающиеся песни. Их пиковый шедевр – финальная композиция «Eternal Silent Darkness». Это десятиминутное чудовище, которое является по праву одним из лучших треков пост-металкора. Прошло еще три года, прежде чем кто-либо еще осмелился проникнуть в этот мрак глубже.
The Hirsch Effekt
Карьерный путь этого бесстрашного трио оказался непредсказуемым. Сначала The Hirsch Effekt поселился на хардкор-сцене, но затем все изменилось – после нескольких судьбоносных концертов с The Dillinger Escape Plan. Музыканты из Ганновера легко ставили хаотичные музыкальные эксперименты – их дебютный альбом «Holon: Hiberno» был насыщен неожиданными поворотами, удивляя слушателей множеством музыкальных мотивов. Однако после знакомства с безумной музыкальной энергетикой американцев, немцы решили включить в свое творчество металкор, отойдя тем самым от пост-хардкора и превратившись в своеобразный кор-гибрид. Учитывая, что коллектив никогда не останавливался на одном звучании, чему свидетельствуют значительные изменения при переходе к альбому «Holon: Anamnesis», дальнейшая перестройка была в порядке вещей. Вышел альбом «Holon: Agnosie», последний из серии «Holon», и эта запись стала одним из самых ярких образчиков прогрессивного воображения коллектива. Этот альбом невозможно классифицировать только как металкор или пост-хардкор. «Пост-металкор» не позволяет описать все грани джазовых, классических, атмосферных, альтернативных и поп-шедевров, коими наполнен альбом. Хотя, если так подумать, «пост-металкор» — это лучшее описание для команды, которая не хочет относиться к какому-то одному четкому течению.
Этот альбом не был трибьютом хитов Dillinger. Открывающий трек «Jayus» — единственный на альбоме, где можно проследить влияние The Dillinger Escape Plan. Именно такой маниакальной энергией они и подпитывались. Однако вся пластинка далека от имитации своих более известных собратьев. Пост-хардкор, когда-то являвшийся основой творчества немцев, отступил на задний план, чтобы вывести вперед математическую гитарную игру. Безукоризненное, вылизанное звучание подчеркивало исключительную динамику коллектива; взрывные джазовые ритмы бас-гитары акцентировались перкуссионными партиями. Взаимодействие всех участников коллектива достигло своего апогея – заводные риффы отвечают гулкому басу, а ударные поддерживают пульс треков. Есть много фрагментов, которые стоит отметить, начиная с торжественной атмосферы и нежного фортепиано в «Tombeau» и заканчивая медленным нарастанием звучания в «Cotard». Невероятные духовые партии в «Simurgh»… Да и «Bezoar» — одна из лучших песен группы. Звонкий вокал, захватывающие риффы – если центральная гитара не осталась в вашей памяти, то я не знаю, что вообще вас может удивить! Работа завершается фламенко-подобной интерлюдией. Здесь есть все: атмосфера, эмоциональность, техничность, точность и согласованность; группа естественно развивает свой саунд. «Agnosie» полон таких чудес, но «Bezoar» заслуживает свой пьедестал.
Из всех нестандартных аспектов диска ни один не удивляет так сильно, как тот факт, что этот альбом стал популярным. The Dillinger Escape Plan не просто предоставили готовый шаблон; международная аудитория познакомилась с необычным коллективом, который играл проникновенно, не чураясь сценического безумия американцев. Уже имея существенную базу поклонников в своей стране и завоевав уважение на локальной сцене, группа привлекла внимание на глобальном уровне. Старт был медленным, но зато уже следующий альбом «Eskapist» получил знатные похвалы. Хотя The Hirsch Effekt снова изменились – что никого не удивило, — их грандиозное творение «Holon: Agnosie» осталось в памяти слушателей. Их безмятежная атмосфера, безудержный творческий потенциал и неустанное продвижение вперед требуют внимания. Группа сделала то, что ни одной другой пост-металкоровой формации сделать не удалось – они привлекли более широкую аудиторию. Некоторые треки напоминали собой немецкий ответ на The Dismemberment Plan – к примеру, трек «Fixum». Звучание оставалось доступным, сохраняя при этом свои самобытные особенности. Строить мосты между этими двумя категориями – сложная задача, заслуживающая похвалы.
Наконец-то перед мост-металкором забрезжил свет будущего на сцене. Однако никто не знал, до каких высот готово подняться столь малоизвестное движение.
Часть 4. Новые правила игры.
Критики, следящие за металкор-сценой, к 2016 году имели много аргументов в пользу того, что сцена мертва. Группа The Dillinger Escape Plan, долгие годы дарившая широкой публике самый хаотичный стиль металкора, объявила о своем распаде. Их коллеги из Converge, хоть и не ушли со сцены, но не выпускали нового материала с 2012 года, чем вызвали тихое сомнение, а будут ли еще релизы. В кругу прог-кора тоже все остановилось; ключевые группы перестали выпускать что-то интересное – в основном из-за изменений в своем составе. Erra выпустили альбом «Drift», который остался в тени «Augment» — такую влиятельную работу превзойти было практически невозможно. Northlane сильно просели в качестве материала. Молодые группы, перехватившие эстафету, ничего путного не записали; коллектив Invent, Animate после Stillworld пропал с радаров, а затем от них ушел и вокалист Бен Инглиш (поправка: проект продолжил творить и в 2020, выпустив еще один полноформатный альбом в 2023). Люди, ожидающие волны креатива в андеграунде или в прогрессивном метал-кроссовере, остались разочарованными, поскольку, как казалось, металкор находится в стагнации. Новички, которые появлялись на сцене, слепо копировали своих более великих предшественников. Критики, считающие, что «металкор мертв», почувствовали свою правоту.
Но, как уже упоминалось ранее, все было не так плачевно, как подавалось. Dillinger ушли, но поклонники старых грандов могли спать спокойно; в 2017 году Converge вернулись с «The Dusk in Us», альбомом, демонстрирующим их невероятное постоянство в качестве звучания. Zao, исчезнувшие со сцены, вдруг выпустили EP, после чего последовал альбом «A Well-Intentioned Virus», превзошедший, по мнению многих критиков, их же работы из 90-х. Norma Jean, хоть проект и следовал немного иным путем, продолжал пробиваться в ряды известных игроков, выпустив успешный альбом «Polar Similar». Да, уровень продуктивности артистов вряд ли можно назвать «взрывным», как это было десятилетием ранее; металкор отошел от своего рода «золотой лихорадки» и встал на прочный фундамент. Все те артисты, которые пережили 2000-е годы, демонстрировали лучшую форму – это были элитные игроки в лиге. Они привлекали внимание, их творчество сохраняло долгосрочное значение, а начинающие исполнители ориентировались на них в своих попытках пробиться в высшие эшелоны жанра. Разнообразие релизов также означало, что креативность была в цене; аудитория была готова к таким интерпретациям звучания. Нервные маэстро Spazzy сосуществовали с более прямолинейным коллективом August Burns Red, причем обе группы привлекали слушателей.
В мире пост-металкора андеграунд, — который раньше смотрел на успехи других с трибун, но на поле не выходил, — начал медленно избавляться от «железного занавеса». Все началось с открытия The Hirsch Effekt, что произошло благодаря The Dillinger Escape Plan, а также с выпуска альбома «Grievances» от малоизвестных тогда Rolo Tomassi. Этот альбом в те годы был пиком звучания британской группы; несмотря на отсутствие широкого резонанса, «Grievances» нельзя назвать мимолетным явлением, как и последующие творения коллектива. Rolo Tomassi, несмотря на минимальную поддержку, более 10 лет творили в андеграунде, постепенно «наращивая мускулы». Их четвертый альбом продемонстрировал завершение перманентной эволюции, тесно связанной с миром пост-металкора. Любой слушатель, жаждущий атмосферного подхода, мог погрузиться в роскошные звуковые сельвы, созданные при помощи нарастающих крещендо, меланхоличных клавишных, а также запоминающихся мелодий. На альбоме присутствовали и более агрессивные, жесткие треки, позволяющие разнообразить эмоциональный вектор альбома, закрепляя его динамичность и патетичность.
Если бы Rolo Tomassi завершили свою деятельность в 2015 году, это, конечно, многих бы опечалило, но выглядело бы это вполне логичным; не упасть в грязь лицом после такого мощного альбома «Grievances» — это надо было уметь. Казалось, задача эта была недостижимой для группы. Однако коллектив отказался распадаться и решил двигаться дальше, стремясь превзойти свой лучший альбом. Те, кто следил за их продвижением, знают, что Rolo Tomassi, бесспорно, способны выпускать шедевры. Именно так они и поступили, о чем мы расскажем далее. При этом никто не мог предвидеть, что такое прогрессивное направление, как пост-металкор, вдруг взойдет на авансцену вместе с этой группой. Еще более удивительным был целый поток пост-металкора, который появился к 2018 году. Наконец-то шаги, предпринятые забытыми исполнителями, начали приносить плоды. Даже если эти группы уже распались и не смогли насладиться успехом, новая аудитория была готова к современному скрещиванию жанров, а потому подарила пост-металкору, пусть и запозданием, всю свою безбрежную любовь.
Два отдельных феномена окончательно разрушили все оставшиеся аргументы вроде «металкор мертв». Во-первых, Великобритания, – регион, где формировалась старая школа звучания, откуда были родом такие группы, как Eden Maine, Beecher и Johnny Truant, — вышла вперед, атакуя сцену потоком крепких альбомов и закрепив за собой статус оплота металкора. Во-вторых, пост-металкор перестал сидеть в прихожей. Впервые креативные проекты, созданные в данном направлении, получили поддержку и внимание сцены, что позволило ощутить свет мейнстрима и оказать весомое влияние на весь металкор в целом.
Rolo Tomassi
Владычество Rolo Tomassi ни у кого не вызывало вопросов. Их альбом «Time Will Die And Love Will Bury It» задал новые каноны жанра. Меломаны с различными предпочтениями отмечали, что альбом действительно очень эффектный, потрясающий и интересный. Даже те слушатели, которые вообще игнорировали метал в целом, вдруг стали пленниками уникальной музыкальной смеси этого квинтета. Коллектив полностью превзошел ожидания поклонников, сломал привычные предпочтения в плане музыкальных восприятий, став своеобразной амальгамой влияний. Каким-то удивительнейшим образом пост-металкор альбом возглавил чарты «Album of the Year» («Альбом года») на многих сайтах, собрав достаточное количество отзывов, чтобы стать второй самой оцененной записью 2018 года по версии Metacritic. Еще никогда ранее поджанр не получал столько внимания; вместо сборника разных отсылок он сам стал источником вдохновения для последующих групп. Альбом стал «поваренной книгой» для следующей волны пост-металкора даже после 2020 года, он обеспечил его триумфальный выход из пещер и пребывание в свете софитов. В этом и заключалась скрытая сила британского коллектива; их стилевой калейдоскоп послужил шаблоном, который применяли группы в дальнейшем. Математическая сложность и притягательные звуковые пейзажи получили скипетр и корону, превратившись в мейнстрим-акт.
Как именно коллектив из Шеффилда справился с таким амбициозным проектом, занявшим центральное положение на сцене? Подобно Amia Venera Landscape, группа создала то, что можно описать как полный охват всех прошлых жанровых достижений и побед. Все особенности пост-металкора – хаос, атмосфера, эмоциональность, нарастающие крещендо, длительные треки – присутствовали в изобилии. На диске встречаются три трека, которые служат хорошей демонстрацией продвинутых композиторских способностей Rolo Tomassi. Эти треки сбалансированы в плане техничности и потрясающей атмосферы. Как видно из сочетания «Towards Dawn» и «Aftermath», группа насытилась нектаром из gaze-источника, внедрив в свое творчество мечтательную эстетику, что позволило создать безумно притягательные звуковые пейзажи. Открывающий трек почти недвижим; доминирует окружающий шум, подобно тому, как это сделали Harlots на дебютном альбоме. Все эти черты проявлены по максимуму в вышеупомянутой тройке треков, каждая из которых превышает 7-минутный предел. Первый трек, «The Hollow Hour», плавно движется к своей кульминации, взрываясь резонирующими гитарами и мощной синтезаторной линией. Всплески и затишье, подобно пост-роковым конструкциям, переходят к более тихой фортепианной части, после которой грубые мотивы вновь занимают доминирующую позицию – и внезапно обрываются с приходом клавишных, меланхоличных в своем тональном разнообразии; вниманием овладевает женский вокал. Ни одна секунда трека длиной 7:28 не кажется статичной.
Следующий трек из тройки, «A Flood of Light», ничуть не уступает первому шедевру. Здесь великолепная синтезаторная линия прорывается сквозь гитарный гул. Середина трека, наполненная красивыми синтезаторными волнами, переходит к разрушительной силе, создавая интенсивный кульминационный момент, сравнимый по своему эмоциональному воздействию лишь с третьим титаном – «Contretemps». Если «A Flood of Light» был хаотичным по своей природе, то его преемник звучит смиренно и безнадежно, словно путник, смирившийся с отчаянием и уходящий вдаль безо всякой надежды. Для альбома, пропитанного всеобъемлющей печалью, описывающего испытания и невзгоды любви, это вполне закономерный финал; больше нет гнева, который можно было бы выплеснуть. Выложившись на максимум в своей творческой энергии на альбоме «Time Will Die and Love Will Bury It», коллектив смог превзойти успехи «Grievances». Группа не отказалась от своих маткор-корней – расположение трека «Rituals» после «Aftermath» как бы намекает: «А вы думали, мы уже не можем играть тяжелую музыку?» Однако эти корни сами по себе не являются главным победным аспектом. Симбиоз маткор-веяний с окутывающей атмосферой становится важной вехой для следующих групп, рождая самую прекрасную версию пост-металкора. Звук Rolo Tomassi, остающийся довольно мрачным, отошел от абразивных, резких вкраплений. Именно такой подход смогли оценить и воспринять поклонники разных музыкальных направлений.
Conjurer
Подобной красоты и притягательности уже нельзя обнаружить в пещерах Conjurer, которые эта начинающая группа называет своей личной обителью. Не ждите прощения от этих ребят; их характеристики во многом напоминают сладжкор прошлого. Если Rolo Tomassi больше связывались с пост-роком, то Conjurer следовали по стопам Swarm of the Lotus, делая упор на сокрушительный потенциал пост-метала. Нападение группы с арсеналом Converge в руках превращается в грубую силу, впечатывающую слушателей лицом в тротуар. Мощные ударные, беспощадный резкий вокал, перегруженные гитары – все это обрушивается на тех, кто осмелится назвать себя «публикой». Жестокость звучания отступает лишь моментами, когда набирает обороты скрытое крещендо. Каждая композиция скрупулезно структурирована, чтобы тяжесть звучания не была бесцельной – требуется и какое-то композиционное разнообразие. Жесткие фрагменты варьируются, никогда не копируются. Если во главу угла ставилась техничность – хорошо, пусть будет так. Если целью было агонизирующее шествие по коридорам с твомпами (это отсылка к Super Mario) – тоже хорошо. Несмотря на то что Conjurer – молодая группа, ребята с легкостью сбалансировали множество разных элементов в своем саунде, словно это маститые музыканты-ветераны.
Дебютная работа группы «Mire» впечатляет своим разрушительным и жестоким звучанием. Элементы -core выражены не так ярко, как у других исполнителей, а потому их редкое включение увлекает и захватывает своей непредсказуемостью. В прочную пост-метал структуру вплетены сладжевые переменные, бласт-биты и тремоло от блэк-метала, а также чистое безумие металкора. Мощная композиция «Thankless» совмещает в себе все эти элементы, объединяя их в одну монструозную песню, не сбавляющую обороты. Бомбастическая барабанная дробь возглавляет атаку, словно это блэк-метал релиз, после чего появляется пустынный припев – голоса едва слышны в этой кавалькаде звуков. Массивные пики разделены редкими моментами нежного бренчания. В последующей композиции «Retch» таких интервалов уже нет, струнные сопровождают друг друга, гулкий рев баса создает основу для вступления, демонстрирующего мощь металкора Conjurer. Вторая половина альбома – бесконечный нервный срыв. Единственная возможность отстраниться от этого – дождаться, когда 43-минутный альбом закончится. Учитывая, насколько притягательна его зловещая атмосфера, поглощающая все светлое вокруг, нет никаких сомнений в том, что она непременно скоро вернется.
Zapruder
Жизнь в одной стране с Comity, вне всяких сомнений, сильно поспособствовала развитию Zapruder. Вряд ли что-то смогло бы привлечь энтузиастов так, как это сделал альбом «As Everything Is A Tragedy». Когда Zapruder выпустили свой дебютный альбом в 2014 году, пресса встретила его молчанием, причем как в мейнстриме, так и в андеграунде. Это было печальным фактом, поскольку «Fall in Line» предлагал почти столько же находок, если не больше, как и другие активные исполнители в жанре металкор. Переняв хардкорные черты Botch и объединив их с пост-метал каркасом Comity, квинтет записал серию композиций, дополняемых шумом, атмосферой, мощными риффами и тщательно выверенными кульминациями. Было что-то захватывающее в треке «Monkey On My Back»: центральная гитара медленно приближалась к слушателю, демонстрируя свою устрашающую власть. Маниакальный вокал, льющийся поверх такой смеси, только усиливал диссонанс. Во второй половине песни все растворялось в полном хаосе; дисгармоничные гитары сталкивались друг с другом, бас ревел среди потока неблагозвучия. Никакого направления развития не было, оставался только разрушительный шум. «Fall in Line» — это не просто многообещающий старт, это акт войны, сообщающий андеграунду, что наступление уже близко, и Zapruder – его главные командиры.
Четыре года спустя заявленная цель была достигнута – с выходом второго альбома «Zapruder». Вместо попытки превзойти свои прежние достижения, Zapruder решили двинуться в более свободном направлении, не связанном с напряженной атмосферой «Fall in Line». Признаком этого изменения стал открывающий трек «I Lost My Appendix In NYC», который напоминает блюзовый номер, с хорусом, являющимся отличительной чертой Trophy Scars. Вряд ли вы ждете подобного от металкор-альбома. Zapruder смогли добиться успеха, понизив градус грусти дебютного альбома, открывшись перед инновационными аранжировками, свободно заигрывая с настроением и его представлением в альбоме. При этом влияние Comity все еще прослеживается, как, к примеру, в треке «Martin Bell». Появились и элементы в стиле Daughters – попробуйте послушать трек «Tongue Twister». Неуемное желание все исследовать характеризует творчество Zapruder, потому мы не знаем, к чему в итоге придет группа. Если вы хотите просто хорошего металкора, включите «Dracula Love Hotel» — он отвечает этому запросу. Мастерство музыкантов проявляется в интригующих риффах, которые не являются простой «мишурой». Прибавьте сюда сумасшедший вокал, и вы получите результат – безоговорочную победу.
Дополнительная переменная, имеющаяся в распоряжении группы, которая вызвала бы гордость у Ephel Duath – это саксофонист в составе. Он стал ключевым аспектом идентичности коллектива, но его вклад на альбоме «Fall in Line» был скромным. В дальнейшем саксофон стал появляться гораздо чаще. Это не просто фокус для привлечения слушателей, а компонент, идеально подчеркивающий свободную концепцию диска. Возьмем, к примеру, безумие трека «Piss Soaked», где саксофон гармонирует с лидирующей гитарой, пока не уходит в сольное плавание, издавая какой-то фоновый свист. На бумаге это выглядит как катастрофа, но на практике получился один из самых интригующих треков в металкор-стилистике, что произошло благодаря полному игнорированию традиций. Грайнд-секции переплетаются с рок-н-роллом – такова реальность. Может появиться брейкдаун, может установиться затишье. Во всем этом смешении присутствует саксофон. Ведущую роль он играет в финальном сдержанном треке «Leaving Montreal». Альбом длится 38 минут, что вполне комфортно для слушателей. Можно сказать, что Zapruder выпустили первую запись в стиле пост-металкор, не обремененную серьезностью. Их преданность мастерству выражается в способностях записать интересные треки, пусть их подходы и противоречат сцене. Они развлекаются, оседлав пост-метал в своем путешествии. Немногие группы сегодня могут так легко подходить к исследованиям стиля.
Noise Trail Immersion
Ноябрьские релизы обычно рискуют остаться незамеченными. По мере приближения нового года и наступления праздничного сезона многие коллективы обычно расслабляются, отказываясь выпускать новый материал (за исключением специальных рождественских изданий). Выпуск альбома в этот период имеет и свой плюс: меньше сильной конкуренции. Именно так и поступили Noise Trail Immersion, издав свой второй студийный альбом в самом начале ноября. Сначала ничего не произошло. Затем, едва заметно, стали прибывать слушатели. Молва разлеталась, плодились обзоры и обсуждения. Со временем стало ясно, что «Symbology of Shelter» — это альбом-колосс, который существенно превосходит всех своих конкурентов. Он неожиданно вырос из-под земли и получил признание. Пост-металкор вернулся к своей жесткой изнанке. Продукт был пропитан депрессией, самоненавистью и всеми другими взрывоопасными эмоциями, которые мучают душу. Вместо создания коллекции отдельных треков, Noise Trail Immersion выпустили гигантский кенотаф, в котором каждый трек представлял собой отдельную грань единого целого. Такая идея всегда сложно в исполнении, но группа справилась с задачей.
Звук альбома «Symbology of Shelter» можно описать не иначе как адский. В своем толковании истории пост-металкора Noise Trail Immersion попытались омрачить повесть, смешав свою невероятную техничность и координацию с рычащим пост-металом и загробной атмосферой. Учитывая их итальянское происхождение, это вполне понятно; металкор-легенды The Secret, известные в андеграунде своей блэк-метал эстетикой, тоже родом из этой страны. Поблизости, во Франции, развивались Deathspell Omega – тоже сочетающие великолепные музыкальные способности и замогильную атмосферу. Открывающий трек «Mirroring» – это смесь вдохновений. Ярость, которую выражает группа в каждой ноте, поразительна. Она не отступает на протяжении всего трека. Это ощущение сохраняется даже в том случае, если вы слушаете эту запись в пятидесятый раз. Далее идет двухчастная сюита «The Empty Earth», в которой техничность пропадает, но появляется угрожающая атмосфера. Зверь в заточении стремится вырваться из своих оков, рыча на аудиторию. В заключительной части он все же освобождается – нас ждет яростный финал. Этот момент является определяющим для пост-металкора, а потому любой фанат жанра должен обязательно прослушать сие творение.
Что ждет нас в будущем?
Внимание: список групп и актуальных альбомов приведен с учетом года написания статьи — 2020.
История на этом не заканчивается; все то, что было описано ранее, продолжает существовать в том или ином виде и сегодня. Пост-металкор по-прежнему выглядит многообещающе — прежде всего потому, что многие из современных коллективов продолжают выступать, ведь они смогли выжить во время пандемии. К примеру, Rolo Tomassi по-прежнему активны, как и вся та бригада из Великобритании, которая выпускала альбомы вместе с ними. Noise Trail Immersion работают над своим третьим альбомом, содержание которого будет представлять определенный интерес для поклонников жанра. Многие современники трудятся в поте лица, будь то андеграундные коллективы или мейнстримовые формации. Кто-то вдохновляется звучанием классических групп. Кто-то ориентируется на звучание 2018 года. Вот лишь некоторые ключевые участники сцены:
Minors выпустили свой второй альбом «Abject Bodies» в 2019 году, появившись на сцене Онтарио со стилем, который можно описать как второе пришествие Bleak. Это единственный представитель Канады, включенный в данный обзор. Их творчество включает в себя все шумное, зловещее, отпугивающее и диссонантное. Сладж-метал присутствует в изобилии, его мрачные щупальца переплетаются с поразительной техничностью исполнения. В настоящее время группа не планирует выпускать следующий альбом, потому стоит ознакомиться с тем, что уже доступно.
Svalbard были среди тех, кто атаковал -core сцену в 2018 году. Британская группа открыла с ноги двери сцены при помощи своих оглушительных быстрых песен, хардкорных риффов, подчеркивающих провокационность лирики, а также интенсивных ударных. В 2020 году группа сменила тактику, включив элементы блэкгейза в свой третий альбом «When I Die, Will I Get Better?» Параллели с Rolo Tomassi, пусть и не совсем четкие, вполне допустимы – особенно из-за имеющихся атмосферных качеств. Это невероятно выразительный, эмоциональный диск, в котором каждый поворот сопровождается потрясающей мелодией.
Palm Reader всегда тянулись к созданию атмосферы. Однако полностью это выразилось лишь в их последнем альбоме «Sleepless». Предыдущая пластинка содержала в себе металкор высокого качества. Данная работа сократила его процент, отворив врата перед пост-металом. Этот жанр преобладает здесь. Особое внимание уделяется прогрессии мелодий и гитарному звучанию – в основном это приятные тембры. Это нечто новое в развивающейся дискографии группы и достойное пополнение каталога пост-металкора.
Yashira выпустили свой второй альбом «Fail To Be». Эта группа из Флориды – самая неожиданная формация в данной статье. Несмотря на потерю барабанщика, группа продолжает идти вперед. Коллектив стал известен из-за коллаборации с Zao. Музыканты демонстрируют звучание, стоящее недалеко от Minors – слушатели столкнулся с угрожающе мощной формой сладжевого пост-металкора. Синглы, выпущенные до «Fail To Be», подчеркивают таланты молодого квартета. Они шагнули далеко вперед с момента выхода дебютника.
Заключительные ремарки
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всех тех, кто подкидывал мне идеи по группам в процессе написания этого исследования. Множество отдельных влияний существенно усложняло создание однозначной истории, особенно при обсуждении коллективов, о которых мало информации из-за их андеграундного характера. Было ценно встретить людей, готовых поделиться своими знаниями, чтобы эта идея перестала быть простой концепцией и стала более конкретной. Я также получил поддержку в плане редактирования отдельных частей этой статьи.
Важно также отметить, что некоторые группы не попали в обзор. Иногда это было сделано намеренно, а иногда из-за пробела в моих знаниях; просто есть группы, о которых я не слышал. Некоторые коллективы были опущены из рассмотрения по следующим причинам: 1) из-за ограничений по длине материала, я не хотел бы, чтобы это все сильно затянулось. 2) из-за сильных отличий в звучании. Я не эксперт, а энергичный энтузиаст, а потому эта статья не является исчерпывающим исследованием по данной теме. Надеюсь, что мне удалось подтвердить существование пост-металкора как отдельного устоявшегося направления.
Наконец, хотел бы поблагодарить всех читателей моего опуса. В довершение ко всему я составил плейлист Spotify «The Post-Metalcore Experience», в котором вы сможете услышать всех отмеченных здесь артистов, а также некоторых других, не попавших в исследование. Плейлист включает в себя почти 500 песен: https://open.spotify.com/playlist/6DzCZ9kxT3PynHvZZH7qRn