The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud

Down goes our land in shame,

Courtesy and pride go up in flame.

Nothing will ever again be the same
And nobody will remember its name.

Такой же загадочный, как образ окутанной облаками луны на ночном небе, австрийский проект The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud в 1993 году начал свой короткий жизненный путь. Первый диск был выпущен без какой-либо информации — ни фотографий, ни имен участников, ни даже названий песен. Такая информационная бедность является запланированной и отражается во всех последующих изданиях; отказ от названий был связан с намерением избежать смыслового упрощения и сокращения: «Люди должны лично ознакомиться с музыкой, пробудить свои собственные фантазии и без какой-либо предвзятости погрузиться в мечты и желания».

Передний план на всех альбомах занимает достаточно разнообразная музыка с месмерическим женским вокалом, спектр которого колеблется от нежного до ведьминского. Этот голос принадлежит, как позднее станет ясно, Эльзбет (Alzbeth), которая вместе со своим тогдашним партнером Альбином Юлиусом – в основном отвечающим за музыкальную составляющую – стояла у истоков проекта. Средневековый мотив, используемый в оформлении дебютного CD – изображение англосаксонской королевы Эльфгифу (X век), которая добивалась всего, чего (и кого) хотела, — а также орнаменты и каллиграфия, которые были сделаны Эльзбет собственноручно со всем вниманием к деталям, уже указывают на доминантные содержательные отсылки и стилистические выразительные приемы, характерные как минимум для ранних работ группы: обзор различных фасетов Средневековья (будни простых людей этого времени часто игнорируются историографией, а также искусством, литературой и музыкой). Альбом, разлинованный бомбастическими фанфарами, содержит в себе староанглийскую песнь о королеве Джейн Сеймур, которая умерла во время родов (жена печально известного Генриха VIII («Синяя Борода»)), стихотворения Джеффри Чосера, Уильяма Ленгленда, Генри Говарда, а также анонимные тексты, такие как выдержки из Кармина Бурана, которые неоднократно цитируются в последующих работах The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud. Лирика и тематика подчеркиваются не только с помощью средневековых мелодий, флейт и барабанов; обаяние музыки заключается в том, что группа связывает все это с современными выразительными средствами, такими как ритуал-индастриал. В отличие от других формаций, которые пытаются смешивать средневековые элементы и современные течения (рок, техно и т.д.), музыка TMLHBAC не выглядит коммерческой, ненастоящей, но пытается атмосферно соответствовать духу выбранных тем и текстовых источников, оставаясь художественно верной им, что достигается чередованием грозных звуковых коллажей и оригинальных средневековых пассажей. Десятый трек заимствован у экспериментально-импровизационного предшественника TMLHBAC – проекта L.A.A., старые студийные записи которого доступны на CD «Crypts Of Tears»; здесь на электрогитаре играет Энди из Darkwave-группы Vatican’s Children.

Вторая работа TMLHBAC, «Amara Tanta Tyri» (1994), представлена как дебютная на собственном лейбле Arthurs Round Table (реализацию альбома взял на себя World Serpent), название которого отсылает к круглому столу короля Артура – увлечение двух австрийцев этой предметной областью, а также всем спектром средневековой истории и культуры выражается не только в текстах, но и в путешествиях по местам из саги об Артуре: «в то время мы часто бывали в древних местах Англии и Шотландии, слушали чудесную музыку Clemencic Consort и мечтали». Альбом «Amara Tanta Tyri», на обложке которого изображены скелеты в пляске смерти, открывается декламацией стихотворения, приписываемого труверу Блонделю де Нелю; это стихотворение (со слегка измененным текстом) также использовалось в кантате Карла Орфа «Кармина Бурана».

Впоследствии слушателей ждет заметное разнообразие тем: Антониев огонь и пляска святого Вита, Генрих V и Столетняя война, паломничество и смерть Артура, одиночество и желание любви – все это выражено в изысканных звуковых картинах, подкрепленных цитатами из анонимных (англосаксонских) поэтов и Уильяма Шекспира (речь главного героя перед осадой Арфлера из фильма Кеннета Брана «Генрих V» и знаменитое заклинание ведьм из «Макбета»). Представлено и несколько оригинальных треков: весенняя песнь швейцарского рыцаря Якоба фон Варта (XII век) из «Манесского кодекса», старофранцузская сатирическая песня XIII столетия, а также лирика из «Кармина Бурана», как, к примеру, дьявольское непереводимое заклинание «Amara Tanta Tyri», нашептываемое в финале диска. Также имеются отсылки к историку и монаху Беде Достопочтенному, который, среди прочего, написал первую церковную историю Англии, к Гальфриду Монмутскому, автору «Истории королей Британии», которая также содержит первую версию истории короля Артура, и к другим средневековым летописцам. В музыкальном плане эта работа более зрелая, нежели дебютная, ее тон местами более воинственный, что в последующих творениях будет звучать еще отчетливее. Особый интерес представляют инструментальные треки, насыщенные сэмплами (хора, колокола, выкрики, лютни, щебетание птиц), взывающие к жизни почти кинематографические картины средневековой суеты (сэмплы процессии флагеллантов в треке 2 взяты из «Седьмой печати» Ингмара Бергмана). Такая смесь из угрожающих, но в то же время жизнерадостных мотивов была создана, помимо прочего, под влиянием книги Отто Борста «Alltagsleben im Mittelalter», хорошо передающей разнообразие средневекового быта (к примеру, организационное влияние ежедневных колокольных звонов, ограничение проживания в сельской местности, а также вера в повседневную магию). На «Amara Tanta Tyri» Альбин и Эльзбет впервые используют самодельные инструменты, собранные по средневековым образцам, такие как колесная лира и шайтхольц (предок современной цитры).

На обложке третьего альбома «A New Soldier Follows The Path OfA New King» (1995) можно видеть черепа убитых гуситов из знаменитой капеллы в чешском городе Кутна-Гора. За веселой французской песней XI века следует ритмическая поступь «Великого зверя» Алистера Кроули, бросающего саркастический взгляд на христианскую культуру Западной Европы. Снова появляются отсылки к «Кармина Бурана» (с сэмплами из кинофильма Кеннета Браны «Генрих V»), после чего Эльзбет, ссылаясь на Джованни Боккаччо, автора знаменитого «Декамерона», рисует удручающую картину последствий чумы: люди, умирающие в доме, полном трупов:

The piles of corpses rot —
Since long they don’t burn anymore.

Though, who should put them on fire
When there’s not left one soul?

How much longer, oh Lord, will you keep me waiting?

Lord, when will you take me home with you?

Затем мы становимся свидетелями сожжения богемского еретика Яна Гуса (отсылка к обложке диска), наблюдаем за причудливыми действиями движения флагеллантов XIV века, благочестие которых в буквальном смысле вбивалось им под кожу, видим безнравственность духовенства, «мерзких проповедников», как называет их Эльзбет – еще одна саркастическая нападка на католическую церковь в частности и монотеизм в целом.

Более мягкая тональность характерна для меланхолической, но при этом наполненной мстительными мотивами баллады XII века, в которой размеренный вокал Алана Тренча (Orchis) сопровождается игрой на лютне. Среди других — достаточно неординарных — тем «A New Soldier…» можно выделить: недовольство англосаксов норманнским правлением, условия жизни семей вояк, черно-юмористический образ прекрасной дамы на банкете, которая после нескольких блюд, состоящих из откормленных индеек и лобстеров, сама повторяет судьбу своего обеда…

Хотя война как исторический и символический феномен довольно часто фигурировала и на первых трех альбомах TMLHBAC, лейтмотивом она становится на CD «Were You Of Silver, Were You Of Gold» (1996). Главная тема альбома – насыщенная событиями история Хорватии XX века; особый акцент сделан на периоде Второй мировой войны, когда страна была под властью фашистского диктатора Анте Павелича. TMLHBAC прокомментировали эту амбивалентную тему следующим образом: «Мы живем в Вене, и поскольку Югославия была/является нашей соседней страной, уже одна такая географическая близость объясняет особую актуальность [выбранной темы]. Альбом – это ближайшее рассмотрение настоящего через призму прошлого. К примеру, взлет и падение Анте Павелича существенно повлияли на нас; он был лидером Усташи». (Усташи – движение за независимость Хорватии, основанное Павеличем, которое быстро склонилось к фашистской идеологии). Данная тема раскрывается в трех притягательных адаптациях хорватско-далматских народных песен, исполненных Эльзбет; также на альбоме присутствует декламация выдержек из Декларации независимости Хорватии от 10 апреля 1941 года (по причинам цензуры, на CD-версии в отличие от LP вместо Хорватии значится анаграмматическая «Acstorian nation»); завершается все треком, в котором Павелич предстает предателем и убийцей своего народа, а его уход сравнивается с падением Люцифера: «Fallen, a traitor to his nearest brothers. / Fallen by drinking the blood of his own kind».

В соответствии с тематикой, обложка альбома украшена красно-белым хорватским гербом, похожим на шахматную доску. С одной стороны, это отсылка к демократической Хорватии после отделения от бывшей Югославии, что подчеркивается использованием герба первого хорватского короля Томислава; с другой стороны, это зеркальная версия символики фашистского движения Усташи. Внушительный бонусный трек на LP также передает эту игру цветов в текстовом виде. Несколько выпадает из концепции медленная, тяжелая версия «Alte Clamat Epicurus» (снова из «Кармина Бурана»), отсылающая к мелодии «Палестинской песни» Вальтера фон дер Фогельвейде с высмеиванием чревоугодия и пьянства – что неудивительно, зная про интерес Альбина и Эльзбет к жидким источникам вдохновения всех видов.

Мини-альбом «A Night In Fear» (1996) создан в сотрудничестве с другом-«алконавтом» Lina Baby Doll (Der General), отвечающим за шведский Ambient-Industrial-проект Deutsch Nepal (оба отметились на CD «¡Comprendido!… Time Stop!»). Лирика первого, достаточно длинного трека взята из «Кармина Бурана»: это достаточно веселая история о невинной деве, соблазненной музыкантом, рыцарем и церковным служителем. «Ich was ein chint so wolgetan» очаровывает своим использованием лирики на средневерхненемецком и латинском языках; последний предназначен для того, чтобы скрывать «непристойные» места от необразованных слушателей – часто используемая «ширма» в средневековых поэмах с эротическим содержанием. Наряду с типичными звуковыми петлями Deutsch Nepal на альбоме присутствуют также сэмплы и перкуссия Альбина, которые вместе с вокалом Эльзбет – напоминающим здесь декламацию Клауса Кински из «Erdbeermund» Франсуа Вийона – мчатся по направлению к известной кульминации. Два последующих трека с «A Night In Fear» также основаны на структурах Deutsch Nepal, к которым Эльзбет добавляет безумные песнопения с почти дадаистской лирикой: «Rape / Rape / Rape all / Rape all».

«The Smell Of Blood But Victory» (1997) является последним студийным альбомом австрийского дуэта, и многие критики считают его лучшей работой. Фактически мы имеем достаточно продолжительный, но чрезвычайно захватывающий драматический материал. Менее средневековый, чем раньше, но в то же время более монументальный, иногда даже жестокий: неоклассические боевые гимны, украшенные сэмплами и военной ритмикой, которые появились в тот же самый период, что и новый проект Альбина под названием Der Blutharsch. Эльзбет буквально взывает к бою; почти вся лирика, насыщенная бескомпромиссностью и фатализмом, вышла из-под ее пера; к примеру:

Take a risk and go for it!

Fuck the rest and clap your hands
Within a life your life is gone!

Исключением являются стихи английского барочного поэта Амброза Филипса и «Mir tuot einer slahte wille sanfte» менестреля Вальтера фон дер Фогельвейде. В дополнение к доминирующим агрессивным трекам на альбоме «The Smell Of Blood But Victory» также присутствуют сэмплированные болгарские песни и спокойные мистически-ритуальные композиции, к примеру, посвященные английскому убийце Фреду Уэсту. Война и кровопролитие, секс и валькирии – эти темы в сочетании с музыкой создают напряженное звуковое полотно, к которому также приложили свою руку Lina Baby Doll и David Gibson (World Serpent): первый декламирует здесь надпись со знаменитого рунического камня из Рёка (Швеция), второй рассказывает несколько шотландских детских стихотворений. Особый интерес на бонусном CD, включенном в лимитированный бокс-сет, вызывает трек, музыкально основанный на пьесе «Избушка на курьих ножках», которая входит в цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского; пьесе предшествует сэмпл речей Генриха Гиммлера: «Wenn alle untreu werden, so bleiben wir doch treu» («Пускай кругом измена, мы верность сохраним»), извращенное понимание строки из «Духовных песен» немецкого романтика Новалиса. Текст трека высмеивает рейхсфюрера СС и его высказывания о том, что он является реинкарнацией средневекового немецкого короля Генриха Льва (»Heinrich, little Heinrich / Heinrich is Heinrich the I-st). Альбом завершается акапельным пением, отсылающим к похоронному маршу Шопена; основная тематика – ужасы войны. Эльзбет декламирует следующее:

On goes the war
Never ending tragedy.

Can’t take no more
Please give in my chivalry
There’s no more left
To destroy or to exploit.

После личного и художественного разрыва Альбина с Эльзбет в 1999 году выходит CD «Rest On Your Arms Reversed», который включает в себя треки со всех виниловых изданий и всех компиляций. Издание украшено черепом с короной Карла из венского Императорского склепа, (логотип группы), а также цитатой из Джона Мильтона. Особый интерес представляют треки, взятые с 7” пластинки «Kostnice» (1995), записанной в богемской церкви, которые представляют собой переложение на музыку фрагментов из «Старшей Эдды», а также треки с 10” пластинки «Yndalongg» (1996), отсылающие к крестовому походу детей 1212 года. Кроме того, на альбоме «Rest On Your Arms Reversed» можно найти треки, посвященные сатанизму и белене черной (Hyoscýamus níger), изданные на сплит-сингле «Madhr» (в младшем футарке – название руны жизни Альгиз ᛉ) совместно с бельгийской ритуал-индастриал группой The Hybryds. Наконец, компиляцию украшает ранее неизданный трек, иллюстрирующий миф о Туле, отсылающий к Гете («Король жил в Туле дальней…», первая часть «Фауста»).

Последней [на момент написания книги] активностью группы было издание книги «Book Of Lyrics», написанной и выпущенной в 2000 году Эльзбет. В дополнение к текстам, представленным на альбомах, книга содержит в себе более подробный экскурс во все упомянутые нами исторические и мифологические темы, а также интервью, фото, дискографию и список рекомендуемых книг; 300-страничная книга впечатляет своим отличным дизайном (холщовый переплет с тиснением). Так заканчивается глава The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud – заканчивается, увы, без «сотрудничества с Джонни Кэшем и выпуска свое собственного пива», чего хотели добиться музыканты. Однако им удалось нарисовать красочную, захватывающую панораму европейской истории от раннего средневековья до Второй мировой войны.

Блог про WordPress
Добавить комментарий

Получать новые комментарии по электронной почте.