Coil, Elijah’s Mantle

Forever comes closer

The world is in pain

Блог Миши Рудрастых

We all must be shown

We must realize

That everyone changes

And everything dies.

Coil, “Blood From The Air”

С 1989 по 2004 г. на лейбле World Serpent Distribution, наряду с некоторыми уже описанными нами группами, были изданы записи целой дюжины разнообразных проектов, которые, несмотря на свою удаленность в тематическом или музыкальном плане от неофолка, имеют определенную важность для нас, и потому должны быть рассмотрены. Лейбл WSD, который являлся для многочисленных поклонников синонимом существующей до середины 90-х «семьи», состоящей из Current 93, Death in June, Sol Invictus, Coil и Nurse With Wound, в августе 2004 обанкротился; причиной этого стали не только плохие продажи, но и связанный с затяжными судебными спорами уход группы DIJ и дружественных с ней музыкантов, таких как Иэн Рид (Fire+Ice), Альбин Юлиус (Der Blutharsch) и Ричард Левиафан/Тимоти Дженн (Ostara), которые нашли себе новое пристанище в лице немецких сетей дистрибуции и лейблов: маннхаймского Industrial-лейбла Tesco и Eis & Licht. К сожалению, большая часть поздних WSD-изданий представляла собой посредственные записи, которые уже не таили в себе тот волнующий новаторский дух, присущий более ранним публикациям. Два проекта «старой гвардии» получат свое заслуженное внимание в этой книге.

***

john_balanceРассмотреть Coil в данной книге необходимо вследствие значительных тематических и личностных связей не только с Industrial-, но и с неофолк-средой: Джон (позднее: Jhon или Jhonn) Бэлэнс (умер в 2004), составляющий вместе с Питером Кристоферсоном ядро Coil, принимал участие в записи нескольких важных альбомов Current 93, а также альбома Brown Book группы Death in June; более поздний участник Coil – Саймон Норрис – иногда гастролировал вместе с Fire+Ice и DIJ. Не стоит недооценивать и то влияние, которое Coil вот уже на протяжении двадцати лет оказывают на самые различные андеграундные музыкальные течения: спектр поклонников «архангелов хаоса» достаточно широк – от электронных гиков, таких как Aphex Twin, через целый жанр Dark Ambient до различных Metal-групп, таких как My Dying Bride и Cadaverous Condition. «Архангелы хаоса» – это не просто помпезная фраза, а действительно реальная оценка не принадлежащих ни к одному музыкальному течению звуковых скульптур Бэлэнса и Кристоферсона, которые содержат в себе сложные отсылки к алхимии, еврейской каббале, кроулианской философии телема, а также к художественным течениям, таким как дадаизм, сюрреализм и Cut-up-техника Гайсина и Берроуза – про Coil вполне можно написать отдельное эссе.

Первоначально Coil представлял собой перформанс-ориентированный проект участника Psychic TV Джона Бэлэнса (настоящее имя – Джеффри Раштон). В 1983 он устраивает свои первые, отчасти кровавые выступления, сопровождаемые разрушительной Industrial-музыкой – к примеру, в Лондоне вместе с Марком Алмондом, а также на берлинском фестивале Atonal (под именем Zos Kia). После того как к группе присоединился спутник Бэлэнса Питер «Слизи» Кристоферсон , Coil выпустили ритуальный Maxi «How To Destroy Angels», предназначенный для накопления мужской сексуальной энергии, что реализуется с помощью металлической перкуссии и инструмента аборигенов под названием bullroarer. Кристоферсон известен не только как бывший участник Throbbing Gristle и Psychic-TV, но и как фотограф и режиссер клипов; к примеру, он снимал клипы для Марка Алмонда/Soft Cell, Nine Inch Nails, Ministry и многих других групп.

coil1984

Музыка на дебютном альбоме «Scatology» (1984) выглядит очень легкой, даже попсово-агрессивной (Бэлэнс хотел с помощью этого альбома «заставить панков танцевать»), но все же заголовок альбома намекает на субверсивные и тревожные темы: Scatology касается как алхимического представления nigredo, низшей материи – читай: дерьма, – из которой добывалось «золото», так и более конкретных сексуальных практик… Тематический спектр начинается с относительно безобидного вампиризма (“The Tenderness Of Wolves” с Gavin Friday из Batcave-группы Virgin Prunes, для которой Бэлэнс, со своей стороны, снял клип), идет через кроулианское черное солнце (“Solar Lodge”) и едкое глумление над христианством (“Godhead=Deathhead”), и заканчивается набирающей в то время обороты угрозой СПИДа. Последняя тема нашла свое отражение в гнетуще медленной кавер-версии известной по Soft Cell мотаун-песни “Tainted Love” – в видеоклипе, который можно видеть в Нью-Йоркском музее современного искусства, молодой человек умирает на больничной койке, а Марк Алмонд появляется в роли ангела смерти. В музыкальном плане доминируют резкие барабанные ритмы, которые сопровождаются извергающимися тирадами Бэлэнса и пищащими кларнетами. За последние отвечает Sthephen Thrower, который расширил Coil до трио незадолго до записи Scatology. “Ubu Noir” – это дань уважения французскому сюрреалисту Альфреду Жарри и его знаменитой патафизической пьесе Ubu Roi. «Cathedral In Flames» с помощью грозных фанфар рисует картину охваченной пламенем церкви (практически за 10 лет до буйства Black-Metal-берсеркеров Burzum и Emperor!), трек посвящен «божественному маркизу» Де Саду. Это отражено и в обложке альбома, на которой изображена голая задница молодого мужчины, что было вдохновлено, очевидно, фотографией «Monument à D.A.F. de Sade» (1933) Ман Рея.

Coil110214

«Horse Rotorvator» – не только одно из самых известных творений Coil, но и, пожалуй, самый коммерчески успешный альбом во всем неофолке и пост-индастриале. Агрессивный панк-стиль, характерный для предшествующего альбома, стал постепенно исчезать, альбом вобрал в себя более «классические» инструменты, такие как литавры, фанфары, смычковые, а также гитары. При участии некоего Raoul Revere, за которым скрывается все тот же Алмонд, Coil записывают кавер на песню “Who By Fire” Леонарда Коэна. Коллектив остается верным культивируемым болезненно-«перверсивным» темам: “The Anal Staircase” уже в своем названии показывает, о каких удовольствиях пойдет речь, “Ostia (The Death Of Pasolini)” повествует о предположительном убийстве итальянского режиссера гомосексуалистом-проституткой, “Circle Of Mania” обрисовывает сексуальные обсессии через сумасшедший вой духовых, мрачные “Blood From The Air” и “The First Five Minutes After Death” посвящены смерти. Эти темы достигают своего апогея в неоклассическом треке “The Golden Section”: под милитаристический барабанный ритм, зловещие тромбоны и хоры BBC-диктор Paul Vaughan читает текст о том, как персидскому поэту-суфию Джалалу ад-Дину Руми ангел смерти предлагал оставить земное существование.

Саундтрековое звучание альбома Horse Rotorvator не является случайным – в 1985 году Coil записали музыку к фильму The Angelic Conversation британского режиссера Дерека Джармена: согласованность герметических гомоэротических представлений Джармена с минималистической музыкой Coil, дополненной декламацией нескольких сонетов Шекспира актрисой Дамой Джудит Денч, в итоге позволило получить оду мужской красоте, настоящую классику андеграундного кино. Кроме того, Stephen Thrower (Стивен Троуэр), известный в первую очередь как эксперт по странным и сложным фильмам, сыграл в нескольких фильмах Джармена – к примеру, в “The Last Of England” и “Caravaggio”. Менее повезло Coil с написанием музыки к экранизации хоррор-новеллы Клайва Баркера Hellraiser. Даже учитывая тот факт, что фильм был нашпигован садомазохистскими намеками и отсылками (внедрить которые Баркера, вероятно, побудила обширная порно-коллекция Слизи), музыка Coil показалась продюсерам слишком тревожной, вследствие чего они решили вернуться к обычному оркестровому саундтреку. Однако композиции Coil были выпущены в 1987 под названием “The Unreleased Themes For Hellraiser”. Джон Бэлэнс несколько позлорадствовал по этому поводу: «Клайв Баркер должен подписать этот диск во время своей автограф-сессии». Позже Coil достаточно часто записывают свою музыку к фильмам – например, к авангардным короткометражкам американского артиста Daniel McKernan; также обсуждался саундтрек к запланированной экранизации «гностической мессы» Алистера Кроули, которую должен был снять Кеннет Энгер.

CoilLoves

После CD «Gold Is The Metal With The Broadest Shoulders» (1988), который содержал в себе разные неиспользованные «остатки» и альтернативные версии треков с «Horse Rotorvator», группа взяла некоторую паузу – третий полноформатный альбом Coil “Love’s Secret Domain” вышел лишь в 1991. Под девизом «Deep Listening» Бэлэнс, Кристоферсон, Троуэр и новый участник Отто Эвери создают эклектичную, захватывающую смесь из проверенных Coil-элементов и актуальных Dance- и Techno-влияний. Масса именитых участников – среди которых Роуз Макдауэлл (Current 93, Sorrow), Марк Алмонд, Джини Болл, Билли Макги – помогают успешно влить диджериду и фламенко-гитары в мясорубку из перекрученных смычковых (“Chaostrophy”), техно-компонентов и странной диско-музыки (“Disco Hospital”, “Teenage Lightning”).Нью-йоркская артистка “Little” Annie Anxiety (Crass) внесла свой вклад в лирику, написав в студии спонтанно возникший stream of consciousness (поток сознания). Духовный опыт, который Бэлэнс и Кристоферсон получили в Таиланде, нашел свое отражение в Trance-треке “Windowpane” и видеоклипе к нему: Бэлэнс стоит по пояс в реке и восторженно танцует на закате. Царящая атмосфера LSD-трипа, несмотря на некоторую чудаковатость, здесь несколько светлее, чем на альбоме Horse Rotovator – даже если учесть тот факт, что записи омрачаются сильным употреблением наркотиков, призрачными видениями в студии и напряженностью в личных отношениях. Оба альбома дополняют друг друга как инь и янь: «Люди часто думали, что Horse Rotorvator – нездоровый, болезненный альбом. Мы записали свой альбом смерти, который стал нашим альбомом жизни. У нас были друзья, которые умерли от СПИДа и от передозировки героина. Но теперь мы решили, что пора двигаться дальше и активно наслаждаться жизнью, активировать принцип получения удовольствия и теснее входить в жизнь». После успеха Love’s Secret Domain последовали годы персональных проблем (Троуэр уходит из Coil, Бэлэнс страдает алкоголизмом) и незаконченных работ: издания ограничиваются по большей части компиляциями разных редких работ и неизданного материала – выходят антологии Unnatural History 1, 2 и 3. Остальное время Бэлэнс и Кристоферсон тратят на свои сайд-проекты Elph и Black Light District; объявленный на Nothing Records (лейбл Трента Резнора из Nine Inch Nails) Coil-альбом Backwards так и не выходит (однако треки с него содержат в себе лайв-альбомы, выпущенные после турне 2002 года).

Лишь спустя годы Coil вновь возвращаются к былой творческой деятельности: в 1998 году появляется минималистический альбом «Time Machines» (на котором содержатся четыре звуковые частоты, каждая под названием определенного галлюциногена, открывающие путь к путешествиям во времени), а также четыре EP в честь языческих праздников солнцестояния и равноденствия: первая часть «Spring Equinox: Moon’s Milk Or Under An Unquiet Skull», практически такая же минималистическая, как и «Time Machines», подкупает прекрасной игрой на виоле от Билла Бриза. Бриз, который является также другом Дэвида Тибета и Кеннета Энгера, выступал в 70-х вместе с участниками группы Velvet Underground, и в данное время – под именем Hymenaeus Beta – является руководителем телемитского ордена Ordo Templi Orientis (O.T.O.). Вскоре после этого начинается празднование летнего солнцестояния («Summer Solstice») – EP содержит четыре гипнотических трека, где наконец-то снова можно слышать вокал Бэлэнса с загадочной игрой слов (“Glowworms/Waveforms”). «Autumn Equinox» посвящен Самайну и содержит в себе пять треков, среди которых можно особо выделить элегический “Rosa Decidua” и угрожающе марширующий “The Auto-Asphyxating Hierophant”, оба сопровождаемые вокалом Роуз Макдауэлл и классическими инструментами, такими как орган и виола Бриза. Год заканчивается зимним солнцестоянием («Winter Solstice»): в то время как “A White Rainbow” и “Magnetic North” мерцают психоделическим северным сиянием, Роуз исполняет к концу EP традиционную рождественскую песню “Christmas Is Now Drawing Near”.

Coil-Astral-Disaster

Обретенная вместе с этими миниатюрами былая монументальность достигает своего апогея на альбоме “Astral Disaster” (1998), записанному к Самайну и посвященному Тибету и Стэплтону. Частично затянутые ритуальные композиции (“MU-UR” и “The Mothership And The Fatherland” – в которых Кейт Буш предстает в лице женского божества) отражают новый интерес Coil к лунным, «женственным» магическим практикам. Апогеем этих представлений становится несколько попсовый, но в то же время полный отчаяния трек “I Don’t Want To Be The One” (в котором за электрогитары отвечает Gary Ramon из Sundial), а также сакральный эпос “The Sea Priestess”: здесь Бэлэнс с помощью космических хоралов описывает напоминающие Уильяма Блэйка видения о встрече с морской богиней… Разбитый на две части альбом «Musick To Play In The Dark» (2000) объединяет медитативные моменты «Astral Disaster» с проверенным качеством песен – Coil описывают стиль альбома как «Moon Music» (лунная музыка). В части I прослеживаются явные влияния краутрока и психоделики (“Red Birds Will Fly Out Of The East And Destroy Paris In A Night”), что можно объяснить участием уэльского авангардного музыканта и трансвестита Thighpaulsandra. Thighpaulsandra – ранее выступавший с Julian Cope и Spiritualized – появляется также на последующих альбомах Coil; в свою очередь, Бэлэнс и Кристоферсон участвуют на его сольных альбомах «I, Thighpaulsandra» (2000) и «Double Vulgar» (2003). «Musick To Play In The Dark 2» отличается гостевым участием Роуз Макдауэлл (“An Emergency” и “Where Are You?” – таинственные мольбы Бэлэнса загадочному мальчику-гомосексуалисту), а также частично спетый на енохианском языке гимн “Batwings” – енохианский язык был получен английским алхимиком Джоном Ди от ангела (см. Ain Soph). Менее удачный «Constant Shallowness Leads To Evil» (2001) представляет собой нечто вроде шумового эквивалента «Time Machines»: нойзовое жужжание и монотонные частоты, которые лишь к середине CD получают хоть какое-то разнообразие благодаря сакральному пению Бэлэнса. Ремиксы на творчество Coil содержатся на CD “Plastic Spider Thing”, который был выпущен швейцарско-итальянской парой Massimo и Pierce (Black Sun Production), практикующей сексуальные эксперименты – они используют эти записи в качестве саундтрека к своим эротически-ритуальным перформансам.

В новом тысячелетии Coil вновь выходят на сцену, чтобы продемонстрировать свои магические силы, а их концерты описываются критиками по-разному – от тревожных до несущих в себе свет. В любом случае, интерпретируемые различным образом произведения Coils легко вписываются в магически-художественные традиции по большей части англоязычного пространства (Блейк, Йейтс, Кроули, Спейр); группа движется в тех же самых плоскостях, что и другие гомосексуальные трансграничные артисты: к примеру, режиссеры, такие как Джармен и Энгер, писатели, как Уильям Берроуз, Деннис Купер и Джереми Рид, с которыми Бэлэнс и Кристоферсон поддерживали личные контакты. Также мы хотим в этой связи упомянуть и Cyclobe, проект, основанный Стивом Троуэром вместе со своим спутником жизни Саймоном Норрисом после ухода из Coil и на данный момент (на момент написания статьи – прим. перев.) насчитывающий два CD (Luminous Darkness, 1999; The Visitors, 2001). Cyclobe продолжают идти начатым еще со времен Coil музыкально-алхимическим путем, который, однако, претерпел некоторые изменения – лишился лирики и стал еще более абстрактным. “The Visitors” звучит так, словно это музыка, «рожденная галактикой». Участники Coil и Cyclobe также приняли участие в записи EP «Love Uncut» (2001) русско-шведского проекта CoН, за которым стоит Иван Павлов; на этом альбоме присутствует кавер-версия трека Soft Cell «Meet Murder, My Angel», а также тревожные эмбиентные молитвы погибшим гомосексуальным порно-звездам.

Архангелы хаоса долгое время не сдавались перед внешними обстоятельствами: в 2002 Бэлэнс и Кристоферсон по истечении двух десятилетий закончили свои личные отношения и приступили к сольным проектам – Джон вместе со своим новым спутником жизни Иэном Джонстоном (группа One) решили не только записывать музыку, но и выпускать публикации на тему биорегионализма и автономной жизни, в то время как Слизи, который временно переехал жить в Юго-Восточную Азию, посвятил себя проекту Left-Hand Path. При этом о распаде Coil нет и речи, оба продолжали давать концерты в 2004 году под тем же самым именем. Но все следующие планы разбились вместе с неожиданной смертью Джона Бэлэнса, который умирает в ноябре 2004 года после тяжелого падения, вследствие чего независимая сцена потеряла своих самых энергичных и самых загадочных новаторов.

***

mantleСпектр тем Elijah’s Mantle, one-man-проекта актера Марка Сент-Джона Эллиса, удивительно широк и разнообразен. Дебютный альбом «Angels Of Perversity» (1993), к которому приложил свою руку Брендан Перри (Dead Can Dance), посвящен оригинальному прочтению литургических текстов католицизма, которые смешаны в буклете с цитатами декадентских поэтов, таких как Суинберн, Уайльд и Рембо. «Remedies In Heresies» (1994) апеллирует к старому гностическому учению, содержит тексты Бодлера и Карла Густава Юнга, а также включает в себя музыку к собственному короткометражному фильму Эллиса “Philosophy With A Hammer” (название отсылает к ницшеанским «Сумеркам идолов»), который насыщен религиозными символами и садомазохистскими образами. Третья работа Elijah’s Mantle, «Sorrows Of Sophia» (1995), раскрывает положение женщины в языческой и христианской религии, андрогинность и трансвестизм как шаманские ритуалы у некоторых первобытных народов. «Betrayals and Acstasies» и «Poets And Visionaries» (оба датированы 1996) полностью посвящены той теме, которая уже была раскрыта в предшествующих альбомах и которая играет важную роль в последующих работах: символистская и декадентская поэзия, к которой отлично подходит сонорный голос актера Эллиса. Наряду с бессменными стихотворениями Бодлера, Рембо, Верлена, Малларме и де Гурмона, альбом также содержит цитаты американской поэтессы Эдны Сент-Винсент Миллей и бельгийской писательницы Маргерит Юрсенар. На альбоме «Legacy Of Corruption» (2000) все внимание сконцентрировано на Бодлере, а именно на «Литании Сатане» и других его стихотворениях с фрагментом из поэмы в прозе «Фанфарло». Музыка на всех этих публикациях черпает сильное вдохновение из традиций средневековой литургической музыки, классических произведений Баха и Моцарта, а также из современной школы композиторов, таких как Стивен Райх, Майкл Найман и Арво Пярт. Достаточно самобытный способ формирования композиций подчеркивается выдающимися вокальными данными Эллиса и нескольких других певцов классической школы. В музыкальном плане альбом «The Soul Of Romanticism» (1999) содержит в себе что-то от Райха; на нем Элли и швейцарский пианист Cristophe Terrettaz (Ozymandias) конгениально перекладывают на музыку лирику английских поэтов – Шелли, Китса, Байрона, Вордсворта и Кольриджа, – которая сопровождается лишь элегическим звучанием пианино.

Наряду с работой над Elijah’s Mantle, Эллис продюсирует также на своем лейбле De Nova Da Capo альбомы Coex, ambient-techno-проекта Клауса Формера, музыканта из Dead Can Dance (Synaesthesia, 1995; Ascents Meteora, 1997), а также альбом Ronan Quays (The Ebbing Wings Of Wisdom, 1996), проекта афроамериканского певца и композитора Ретта Брюэра. Брюэр ранее работал над альбомом Эллиса «Remedies In Heresies»; на своем выдающемся CD – на котором его вокал иногда напоминает голос Лизы Джеррард – он представил минималистическую, сакральную музыку, стоящую между западной и восточной традицией. Треки этих артистов, а также Elijah’s Mantle и Лизы Джеррард появляются в 1996 году на выпущенном Эллисом сборнике “These Wings Without Feathers”, название которого взято из стихотворения Les Fenetres Стефана Малларме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.