Интервью с Sol Invictus

Дата публикации:Февраль 4, 2013

Интервью было взято в письменном виде еще в 1995 году, однако нигде до сих пор не публиковалось.

Несколько вопросов к Anthony Charles Wakeford из группы Sol Invictus

sol_invictus

Отцы-основатели неофолка, группа Sol Invictus, выпустившая в 1988 году свой Mini-LP «Against The Modern World», получила известность за свой сырой фолк-саунд, выгодно отличающий ее среди остальных выходцев с лондонского лейбла World Serpent. Впоследствии звучание коллектива развивалось в области неоклассической музыки.

Основанная влиятельным магом Ian Read и бывшим участником «Death in June» Tony Wakeford, группа была названа в честь персидского божества Митра («непобежденное Солнце»); это название несло в себе мистически-агрессивную окраску. Заголовок дебютной работы Sol Invictus является отсылкой к эзотерической книге Юлиуса Эволы «Восстание против современного мира», в которой была описана идея новой «монархической элиты».

На сегодняшний день Wakeford сознательно дистанцируется от этой литературной связи и желает, чтобы заголовок его дебюта воспринимался в более общем смысле. Более того, в последующих интервью он подчеркивает, что книга, о которой идет речь, на тот момент существовала лишь в оригинале, таким образом, он знал только ее название, но не содержание.

В трех первых альбомах чувствуется отчетливое влияние Ian Read; во многих песнях можно слышать именно его вокал. После ухода Ian из группы, Sol Invictus стал личным проектом Tony Wakeford. Доминирующие на первых работах „Against…“ и „In The Jaws Of The Serpent“  жесткие акустические риффы и выразительная лирика вышли на новом альбоме „Lex Talionis“ на передний план; помимо всего прочего, альбом отличался мягкими пианинными пассажами и затрагивал темы человеческих отношений („Abattoirs of Love“). Многие тексты отличались повышенным градусом иронии; лишь по какому-то недоразумению они нашли свое признание на Gothic-сцене. К примеру, лирику „Black Easter“ можно назвать открытой проповедью сатанизма, однако на самом деле она скорее отражает оккультные клише классических британских ужастиков, таких как «Curse Of The Demon» Jacques Tourneur (экранизация романа «Casting the Runes»). Wakeford не лишен и серьезности, что показывают некоторые отзывы (в частности, далее приведено высказывание его жены, Renée Rosen Wakeford, опубликованное в примечаниях к CD Orchestr Noir):

«В „Fields“ он описал встречу со свидетельницей бомбардировки Дрездена следующим образом: «No more wars amongst Brothers!» Wakeford часто подчеркивает «европоцентрическую» картину мира, идеалистическую концепцию, которая скорее связана с тоской по «утраченному равенству», нежели с воодушевляющим расизмом, как это хотели бы видеть некоторые из его оппонентов».

Оформление обложек альбомов Sol Invictus всегда отличало повышенное внимание к «архаичным» и языческим символам, которые выступали в качестве своеобразных монументов для утраченных идеалов: волк, ворон, солнце, луна, меч, роза, ясень. Эти всецело связанные с «Эддой» элементы постоянно проявляли себя как в лирике, так и в образах. Только при обращении к оркестровой музыке, что произошло в 1995 году, когда появился на свет альбом „In The Rain“, Wakeford стал отдавать предпочтение фаталистически-меланхолическим взглядам на мир, которые в полной мере отразились в подкупающе-наивных картинах английского художника Tor Lundvall. Возможно, утрата архаичных метафор повлекла за собой и исчезновение былой «силы» музыки. Об этом говорит падающая популярность Sol Invictus в последние годы – в частности, обусловленная еще и дорогостоящими живыми выступлениями. Однако Wakeford не сдается: он продолжает помогать творческим коллективам из неоклассической среды (к примеру, Algiz из Франции), издает культурно-аналитический журнал ON (the world and everything in it; на сегодняшний день журнал: SOL).

Tony, расскажите, пожалуйста, о своих идеях и мотивах, которые побудили вас издать журнал ON (к сожалению, пока только единственный его номер)?

Основной идеей журнала является, как и указывает его название (the world and everything in it), является совмещение в себе широкого спектра разнообразных тем. (Пост)модернистская культура становится все более гомогенной и предсказуемой. Мы надеемся, что в нашем журнале встретятся разные точки зрения, существующие вне современного духа времени. Марк Дентон, мой соиздатель, и я, предполагаем, что читатели разделят наши интересы. Мы также надеемся, что в скором времени сможем издавать журнал регулярно, по более низким ценам, предлагая читателям некоторые статьи из интернет-журнала FLUX, в развитии которого я принимаю участие.

Принимал ли ты личное участие в выборе команд для ON-сборника?

Да, это своеобразная смесь друзей и присланных кассет. Я хотел, чтобы на сборнике присутствовал только неопубликованный ранее материал, однако некоторые песни все-таки были доступны через другие источники, что, конечно, привело меня в неловкость. Я могу понять эту проблему, ведь журнал издавался очень долго. В целом я считаю, что CD подобран удачно. Я не являюсь фанатом компиляций, однако думаю, что сборник слушается хорошо. Каждый найдет для себя что-то из этих 80 минут. Я рад тому, что критика очень тепло приняла этот материал.

Будешь ли ты когда-нибудь снова сотрудничать с Дэвидом Тибетом, Douglas P. или Ian Read?

Я поддерживаю контакты с Тибетом и Пирсом, и, пусть это выглядит маловероятно, но случиться может разное…  Контактов Ian Read у меня нет.

Будешь ли ты совершенствовать то неоклассическое звучание, которое можно услышать на альбоме Cupid and Death?

Проект ORCHESTRE NOIR породил огромное число неоклассических композиций. Я считаю, что моя остальная музыка будет во многом зависеть от него. Мне нравится это музыкальное направление, даже если им никто уже не занимается.

Увлекался ли ты когда-нибудь практической магией, как это до сих пор делает Ian Read?

Да.

Нравится ли тебе все еще идея «Соединенных Штатов Европы»? «Black Europe» (заголовок бутлега Sol Invictus) – не слишком ли циничная программа?

Я думаю, «нравится» — не слишком подходящее слово в данном контексте. Меня удручает идея соответствующей американской концепции. Меня интересуют органические культуры Европы, а не государственные ловушки экономического национализма. Новая Европа выглядит так, словно она вызвана чисто экономической необходимостью, словно она заперта на мировом рынке, что ведет к еще большей централизации… Нет ничего нового под Солнцем.

Инструментовка на CUPID AND DEATH выглядит так, будто она вдохновлена классическими саундтреками к фильмам. Патетическое и мистическое звучание прошлых работ, казалось бы, полностью улетучилось.

Инструментовка представляет собой почтительный поклон перед некоторыми культурными иконами, которые облегчают участь нашего существования: среди них я могу назвать, к примеру, John Barry, noir-кинокартины, а также фильмы Luis Bunuel.

Сам ли ты решил переиздать старый материал ABOVE THE RUINS, или к этому приложил руку кто-то другой? Пожалуйста, расскажите что-нибудь об этом проекте, который, насколько можно это заметить, не слишком вас радует…

На CD все вышло замечательно, как мне кажется, однако я не был доволен тем, как была выпущена работа. Я не связываюсь с виниловыми изданиями. Я бы охотнее поговорил о современных проектах; ту часть моего прошлого я вижу как чужбину, куда я бы не рискнул сунуться во время своего отпуска…

Дуглас рассказывал в интервью 1994 года о том, что ты был против публикации старых песен группы CRISIS. Правда ли это?

Возможно. Как у меня, так и у Дугласа были возможности по переизданию старого материала. Он должен выйти весной 1997 года в виде двойного CD. Мы оба, как мне кажется, были скованны цепью противоречий. Для архивирования эти вещи отлично сгодились бы, но весь этот период я считаю в большей степени отрицательным. Будем надеяться, что благодаря этому шагу духи прошлого будут окончательно упокоены.

Приходят ли тебе по-прежнему письма со всего мира?

Я до сих пор получаю письма, и даже пытаюсь отвечать на них, если они вызывают у меня интерес. Сегодня сделать это труднее, поскольку я реже стал бывать в Англии.

Некоторые группы с лейбла World Serpent, такие как DEATH IN JUNE и THE MOON LAY HIDDEN будто бы помещались Балканской войной. На дисках SOL INVICTUS искать какие-либо конкретные, ограниченные временным периодом примечания искать бессмысленно. Выходит ли это за рамки твоих интересов?

Я стараюсь избегать каких-либо политических комментариев или действий, потому что они отсылают меня к моему прошлому, бесполезно растраченному. Это лишь моя позиция, и в ней нет ничего критического. Я думаю, тот способ, которым Дуглас финансово поддерживает хорватский народ, достоин восхищения.

Ваша композиция попала на сборник BLUTFEUER. Насколько вы вписываетесь в этот сборник, представленный, к примеру, такими группами, как BLOOD AXIS и ALLERSEELEN? „Hedda Gabler“ звучит довольно иронично в данном контексте?!

Я не столкнулся с проблемами при участии на этом CD. Я отвечаю за остальные группы так же мало, как и они за меня. Касательно иронии: сегодня ее осталось очень мало. Все зависит от слушателей…

Что ты можешь сказать про стремление Gothic-Avantgarde-журналов быть пунктуальной средой для консервативных политических тенденций?  

Если быть честным, то я не знаю, что такое стремление имеет место. Я говорю и читаю по-немецки, к сожалению, очень плохо, поэтому мое понимание сильно ограничено. Тем не менее, политическая установка других людей вряд ли хоть как-то отражается на мне. Я отношусь к таким людям недоверчиво… В прошлом меня часто обвиняли в похожих вещах, я считаю эти обвинения довольно сомнительными. Я думаю, что Германия очень восприимчива к таким вещам, что доходит порой до паранойи. Охота на ведьм – довольно привлекательная концепция как для левых, так и для правых. Возможно, это выглядит наивно, но на меня нельзя возлагать ответственность за мнение других людей.

Чем выступает ORCHESTRE NOIR по отношению к Sol Invictus?

Это среда для тематических и кинематографических композиций. Я надеюсь в будущем увеличить этот проект и расширить репертуар. Я охотно поработал бы над саундтреками к фильмам, так что можно сказать, что это первый шаг в данном направлении. Теперь я жду, что Голливуд постучит в мою дверь… А пока что — ORCHESTRE NOIR!

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.