Интервью с Дэвидом Тибетом (Current 93) для журнала Zillo (апрель/май/июнь 1994)

После Live-Mini-CD «Hitler As Kalki», двухдискового сборника «Emblems: The Menstrual Years» и переиздания CD «Swastikas For Noddy» (который теперь стал называться «Swastikas For Goddy»), Дэвид Тибет решил порадовать своих преданных поклонников новым альбомом. Вышедший весной 1994 года диск «Of Ruine Or Some Blazing Starre» (Durtro/Discordia) стал первым полноценным альбомом со времен «Thunder Perfect Mind» (1992). Очередной шедевр от Тибета, бывшего приверженца Кроули и теперешнего исполнителя в стиле «Apocalyptic Folk», отличается как всегда великолепной лирикой. Дирк Хоффманн встретился с Тибетом в Лондоне и поговорил с ним о жизни и творчестве, о буддизме и христианской мистике, о Гитлере и фашизме, о снах и эсхатологических страхах, о магии и дальнейших планах.

Дэвид Тибет вел насыщенную событиями жизнь еще до появления первых двух альбомов Current 93, «Nature Unveiled» и «Dogs Blood Rising» (1984), что уже тогда выступало поводом для различных спекуляций. Большую часть своей юности Дэвид провел в Малайзии. В 14-летнем возрасте он переехал в Англию. Позже он стал изучать в университете Ньюкасла политику и историю. На тот момент он слушал T-Rex, Alice Cooper, David Bowie, Black Sabbath. В 1973 он приобрел альбом «Raw Power» Iggy & The Stooges. Еще в Ньюкасле Дэвид активно контактировал со сценой, с которой, однако, сегодня он не имеет ничего общего в музыкальном плане, но, несмотря на это, остается в тесных дружеских отношениях со многими людьми.

«Я думаю, самым первым, услышанным мною из того, что сегодня называют Industrial или Avantgarde, был альбом ‘Dead On Arrival’ от Throbbing Gristle, который порекомендовал мне мой университетский друг. Когда я регулярно ходил в Virgin в Ньюкасле, там работали Andrew McKenzie из The Hafler Trio и Ben из Zoviet France. Andrew порекомендовал мне две следующие хорошие группы: Nurse With Wound и Whitehouse. Впоследствии я приобрел для себя альбом «Total Sex». Я написал тогда Steven Stapleton и John Fothergill из Nurse With Wound и купил их альбом «lnsect & Individual Silenced» 81 года», вспоминает Дэвид.

Однако на музыкальное развитие Current 93 повлияло не только увлечение Тибета экспериментальными Industrial-коллективами. Прежде всего, молодому Дэвиду нравилось тибетское пение и грегорианские хоралы. Уже с десяти лет он приобщился к Алистеру Кроули, магу, родившемуся в 1885 году, который (хотя мы и вынуждены назвать его шарлатаном) инстинктивно предполагал, что магия находится в тесной связи с человеческой волей, глубокой, подсознательной волей людей. Впечатленный ужасными видениями Апокалипсиса, Кроули всегда симпатизировал врагам Рая, драконам, лжепророкам, «Великому Зверю» и Багровой Женщине (Scarlet Woman). Сам он называл себя «To Mega Therion», «Зверь», число которого 666.
Во время своей поездки в Швейцарию Кроули узнал от посвященных людей (George Cecil Jones) о существовании лондонской оккультной организации «Hermetic Order of the Golden Dawn», к которой он присоединился в ноябре 1898. После того, как там ему отказали в присвоении нового, более высокого звания, он вступил в 1912 году в английский филиал организации Ordo Templi Orientis (O.T.O.), основанной в 1912 году «вольными каменщиками» Karl Kellner, Heinrich Keim и Theodor Reiß. В O.T.O наряду с тайнами масонов, иллюминатов и розенкрейцеров изучали сексуальную магию.

Кроули увлекался каббалой, книгой перемен и таро, и основал в 1920 году на Сицилии свое аббатство Телема, в котором он со своими приверженцами проводил магические, сексуально-оккультные таинства, во время которых нередко использовались наркотики для расширения границ сознания. Чрезмерная бисексуальная половая жизнь играла важную роль в понимании магии. Кроули скончался в 1947. Он остался в памяти как человек, чья надменность, высокомерие, театральность и завышенная самооценка были попросту смешны и невыносимы.

Дэвид Тибет, когда ему было десять лет, находясь в аэропорту в Малайзии, обратил свое внимание на новеллу Кроули «Moonchild», изданную в мягком переплете. В этой новелле молодая девушка впутывается в магическую войну между двумя мужчинами, лунный разум достигает своего воплощения непредвиденными способами, а важнейшие французские и английские оккультисты начала двадцатого века предстают в нелепом виде. Наставник гомосексуальной религии для Тибета, книга, к которой мальчик испытывал особую привязанность, сделала все возможное, чтобы торжественно вовлечь его в магическую практику и теорию. Поскольку все письма Дэвида оставались в руках директора школы, любые его обращения к различным магическим организациям оставались без ответа.

«Позже я стал интересоваться такими людьми как Мэнсон, Гюисманс, Бодлер, а также другими французскими поэтами. Когда я пошел в университет, я стал собирать диски Nurse With Wound и Whitehouse. Переехав в Лондон, я не думал о создании какой-либо группы. Я любил музыку, но мои основные интересы касались тибетского буддизма. Позже я познакомился с Genesis P-Orridge, который пригласил меня в Psychic TV. Именно тогда я завел знакомства со всеми остальными людьми: лондонская сцена, касающаяся этого вида музыки, всегда была относительно небольшой. Если вы знаете Steve Stapleton, то вы в любом случае столкнетесь с John Fothergill, William Bennett, 23 Skidoo, Cabaret Voltaire и многими другими людьми», описывает Дэвид свое дальнейшее развитие.

Между тем, интерес Дэвида к Алистеру Кроули по-прежнему оставался неизменным. На основе технического термина «the 93rd Current», описывающего религию Кроули («Кроулианство»), Дэвид, John Balance (Coil) und Fritz Haaman (23 Skidoo) сформировали название группы Current 93, в котором под числовым значением 93 скрывалось истинное слово вечности: ALLALA (Бог не Ничто).

«Когда я основал Current 93, я был членом O.T.O, организации Кроули. Философия Кроули – это, выражаясь научным языком, «течение 93», однако для меня «Current 93» было в первую очередь привлекательным, анонимным названием, несколько таинственным. Несмотря на то что я увлекался Кроули, я не мог назвать себя ‘Do what you will’ или ‘Tantra for everyone’. Название Current 93 было забавно в том плане, что даже те люди, которые полагали, что близки к Кроули, не знали, что собой представляет «течение 93», поскольку это понятие было очень специфическим. Однако если бы эти люди действительно интересовались Кроули, то они бы заметили, что «течение 93» представляет собой не что иное, как религию Кроули», подытоживает Дэвид.

Вышедшим в 1983 году 12’’-альбомом «LASHTAL» Дэвид воздал должное своему кумиру. По мнению Тибета, это единственная оккультная запись Current 93, основанная на заклинании Malkunofath. Значение термина «LASHTAL» может быть расшифровано с позиции каббалистической нумерологии, в которой «LASHTAL» соответствует взаимодействию (ShT) LA (материнский принцип древа жизни) и AL (отцовский принцип). В объединении двух принципов заключается Abyssos, пропасть между миром идей и (материальных) вещей. Оба трека с дебютной Maxi-пластинки, «LASHTAL» и «Salt», которые затем были переизданы на CD «Nature Unveiled» 1992 года, достигают своей мистической интенсивности за счет ритуального, циклически повторяющегося ритма, обладающего аутентичным характером.

Несмотря на то что Дэвид покинул O.T.O после двенадцатилетнего членства и сегодня уже не отзывается в положительном ключе о Кроули, он и по сей день остается очарованным христианским Апокалипсисом, идея которого появилась еще в то время (она достигла своего расцвета приблизительно в следующий временной промежуток: столетие до Р.Х. – столетие после Р.Х.), когда «Слово» еще не являлось средством выражения собственной души; оно служило скорее миру материальному, поскольку система мира не имела четкого разграничения на духовную и материальную составляющую, а реальность и воображение сливались в единое целое.

Апокалипсис является художественным смешением легенд и преданий, предполагаемого или истинного видения и фантазий; это еврейский литературный жанр, передающий древние знания и традиционную мудрость. Провозглашая предстоящий конец света, Апокалипсис давал надежду на окончание всех бедствий и несчастий и призывал к моральному очищению. В нем ощутимы самые разные культурные влияния: персидско-иранские корни прослеживаются в изображении двух эпох, в космическом дуализме, в антитезе божественной и сатанинской мощи, в вере в ангелов и демонов, в Воскресении мертвых; эллинизм сформировал разделение преисподней; вавилоняне добавили нумерологию и астрологические знания, а от египтян произошло почитание Солнца как символа Бога.

С помощью призрачных, таинственных картин Апокалипсис описывает пришествие второй божественной эпохи, великолепие загробной жизни и сияние божественного престола, что начнется после того, как первый, земной век будет окончен. Несмотря на то что дата наступления конца света нигде точно не называется, из книги следует, что он должен произойти в ближайшем будущем. Целью Апокалипсиса было содействие евреям, а затем и христианам, в их бедственном положении; Апокалипсис помогал унять страх перед адскими страданиями, помогал справиться с тоской по умиротворенному, наполненному справедливостью и любовью миру, он нес утешение людям через приближающийся конец света и скорое господство Бога. Эта идея и по сей день не утратила своего очарования: достаточно взглянуть на религиозных фанатиков, которые упрямо трубят о близящемся конце света.

«История показала, что голоса, пророчащие конец света, всегда усиливались, когда тысячелетие подходило к концу. Я занимаюсь этой темой уже приблизительно 15 лет, и прочитал по ней много книг. При этом я выяснил, что в сложные времена люди всегда думали, что близится конец света. В качестве подтверждения того, что конец света не произойдет, можно привести завершение прошлого тысячелетия, когда люди жаловались на огромное количество насилия, войн и убийств, и считали, что Иисус скоро должен вернуться. Сегодня все выглядит так же ужасно, как и раньше, но при этом люди испытывают страх гораздо больший, страх перед тем, что мир находится под угрозой бедствия, если исходить из внутренних ощущений. Двести лет назад, тысячу лет назад люди так же устраивали кровавые расправы, боролись друг с другом, однако они не уничтожили планету. Ущерб, который они причиняли, ограничивался другими людьми и городами, которые они возводили. Сегодня у нас есть возможность стереть всю жизнь на земле. Загрязнение атмосферного воздуха, вырубка лесов и т.д., не только снижают качество жизни, но и влияют на учащение случаев СПИДа и рака», считает Дэвид. «Я только что закончил предисловие к книге с лирикой, которую я в ближайшее время опубликую. В ней я писал, что 15 лет назад, когда я только основал Current 93, у меня была масса похожих идей в голове, и я действительно надеялся, что скоро наступит конец света. Я воспринимал его как благо, но я не думал, что он произойдет. В то же время я полагаю, что конец света действительно произойдет в ближайшем будущем, возможно не при нас, но очень скоро. Различные пророчества тибетцев и индусов, христианские и исламские предсказания подчеркивают, что определенные поколения людей, к которым частично принадлежим и мы, должны будут пережить конец света.
Обсуждения, связанные с этим, сильно преувеличены и зачастую не соответствуют реальным обстоятельствам, но всегда находятся религиозные фанатики, которые преподносят свои собственные страхи широким людским массам».

Девятнадцатиминутные треки с дебютного LP «Nature Unveiled» 1984 года, «Ach Golgotha (Maldoror is Dead)» и «The Mystical Body Of Christ In Chorazaim (The Great In The Small)», записанного Тибетом совместно с John Fothergill и Steven Stapleton из Nurse With Wound, John Murphy и другими своими друзьями, а также альбом «Dogs Blood Rising», опубликованный в 1984 году, отражают интерес Дэвида к эсхатологическим письменам христианства и декадентской поэзии французского сюрреалиста Лотреамона («Die Gesänge des Maldoror», 1869). В музыкальном плане стихотворения были дополнены латинским вокалом и грегорианскими хоралами, которые пока еще не были опошлены проектом Michael Cretus «Enigma», причем сферически-экспериментальный NWW-саунд отличался гораздо большей выразительностью, нежели звучание, существующее на сегодняшний день. В любом случае, на альбомах «Nature Unveiled», «Dogs Blood Rising», Live «Live At Bar Maldoror» (1985) и «Dawn» (1986) отчетливо видно, какую огромную роль сыграли друзья Тибета в процессе реализации его собственных идей; при этом ясно, что без Тибета группа Current 93 попросту не могла бы существовать, даже если Дэвид и не играет на каких-либо музыкальных инструментах.

«Я и Current 93 – это одно лицо, я решаю, что и как будет сделано. Дуглас, Джон и Стив – три моих лучших друга. Дуглас участвовал практически в каждом моем альбоме, Джон – лишь в нескольких, Стив – во всех. Current 93 – это всегда только мои идеи, мое состояние, музыка, которую я сам хотел бы слышать. На эмоциональном уровне музыка отражает мое состояние. Стив привнес в нее что-то, что сделало ее мощнее и энергичнее. Если бы не было Стива, я бы создавал однообразную музыку, построенную на акустических гитарах, и кричал бы о пришествии конца света, но эта музыка не получила бы той глубины, которую она имеет сейчас. Дуглас и Стив стали уже неотъемлемой частью всех альбомов, поскольку они – мои друзья, и даже если они сами по себе ничего не сделали для создания альбома, они важны, потому что я все обсуждаю с ними. Их чувства и их идеализм значат для меня очень много. Также для меня очень важен Michael Cashmore, который участвовал на альбоме ‘Thunder Perfect Mind’ и на моем последнем альбоме. Стив прислал мне пленку, после чего мы с Michael создали сырой микс и отправили его обратно Стиву, причем я объяснил ему, какого эффекта я хотел добиться, какие чувства затронуть», рассказывает Дэвид о распределении ролей в Current 93.

В 1985 году Дэвид начал интересоваться менструацией и ее мифологическими интерпретациями. Вместе со Стивом и своим новым исландским другом Hilmar Örn Hilmarsson (HÖH), коллекционером трудов Кроули и экспертом по рунам, который позже познакомил Дэвида с Freya Aeswynn, Дэвид записал две «похожих на сон импровизации» под названием «In Menstrual Night», в котором слышится вокал десятилетнего Ruby Wallis.

«В то время я был помешан на менструации. Я пытался разыскать о ней абсолютно все, что только можно было найти. Также я был очарован детскими стихотворениями, детскими песнями и снами, переносящими тебя в другую реальность. Наверно, ты знаешь то ощущение, когда ты присутствуешь на вечеринке, в кругу друзей, сонный, слегка подвыпивший, возможно даже обкуренный, сидишь в углу в полубессознательном состоянии. Ты слышишь музыку, которая преображается в детский стишок, к нему присоединяются случайные обрывки фраз, что в итоге становится длинной, странной историей. Так появляется диковинная географическая карта. Чтобы понять альбом ‘In Menstrual Night’, его нужно прослушивать в два или три часа ночи, когда ты сонный, но я уверен, что никто этого не делал».

Затем Тибет собрался с Douglas P. (Death In June) и Rose McDowall (Strawberry Switchblade), чтобы записать поп-альбом, который, как надеялся Дэвид, будет представлять собой превосходное смешение Arthur Lee и Buck Dharma. Наряду с менструациями, на альбом «Swastikas For Noddy» оказали влияние James Joyce («Finnegans Wake»), английские сказки, скандинавская мифология, детская фигура Noddy писательницы Энид Блайтон, Лотреамон, Strawberry Switchblade (чей хит «Since Yesterday» он перезаписал), убийца Босолей из «семьи» Чарльза Мэнсона, а также Blue Öyster Cult («The Summer Of Love»). На вокале можно услышать небезызвестных Boyd Rice, Ian Read и Freya Aeswynn; дополнительную поддержку Дэвиду оказали John Balance, HÖH und Gary Carey.

«Альбом ’Swastikas For Noddy’ был поп-версией ‘In Menstrual Night’. В то время как ‘In Menstrual Night’ позволял соскользнуть в сновидения, ‘Swastikas For Noddy’ предполагает, что человек уже находится во сне, и перемещается по ‘Sgt. Peppers’ или ‘Yellow Submarine’, удивляясь тем людям, которые играют такие глупые, сумасшедшие песни. В ‘Swastikas For Noddy’ дети поют о насилии, появляются ужасные кобольды, Noddie летает по воздуху, группы такие как Blue Öyster Cult исполняют громкую музыку, возникают убийцы из «семьи» Мэнсона, короче говоря: все то, что мне нравится, было свалено в одну кучу. Дуглас играл на акустической гитаре, что делало альбом более попсовым и легким. Я не знаю, как все это в точности произошло, помню лишь, что тогда мы с Дугласом жили в одной квартире и вместе выпивали. Дуглас притащил гитару и пробовал сыграть какой-то риф, который было сложно исполнить, но поскольку Дуглас был пьян, он не мог сыграть его лучше, чем то, что можно слышать на ‘Beaulusoleil’. ‘Swastikas For Noddy’ напоминает мне ситуацию, когда тебе 8 лет, ты сидишь в школе и ждешь 12 часов, чтобы можно было поиграть. Двери распахиваются, начинаются различные игры, тебя расталкивают, девочек дергают за волосы, раздаются детские песни», так описывает Тибет характер своего альбома.

Несмотря на вкрадчивое пение Тибета, лишь отдельные треки («Panzer Rune») напоминали о мрачно-меланхолическом прошлом Current 93. Некоторые песни разворачивались под типичный для альбома аккомпанемент игрушечных часов. Влияние беспристрастных детских песенок и стишков отчетливо прослеживалось во всем альбоме, однако начинающаяся депрессия Дэвида, которая загнала его в Исландию, привела к тому, что альбом приобрел вид сборника явственных галлюцинаций.

После того как в сентябре 1987 Дэвид выпустил альбом «Swastikas For Noddy», он приступил к работе над “Imperium”, на котором он впервые интенсивно занялся буддизмом и бренностью жизни. Меланхолический альбом с почти демоническим музыкальным выражением передавал разнообразные тексты, такие как Экклезиаст («Imperium I + Ill») и Дхаммапада («Imperium II»), и в качестве основной темы поднимал упадок западного мира.

«Я принялся к работе над ‘Imperium’ сразу после ‘Swastikas For Noddy’. На тот момент у меня были проблемы со здоровьем. Мне говорили, что у меня две болезни, от которых я скоро умру или останусь калекой. Естественно, это вогнало меня в депрессию. Однако мои взгляды на тот момент касались скорее не быстротечности жизни, поскольку этот факт мы все осознаем, а чувства несбывшихся надежд, когда мы не успели сделать то, что хотели. Это, скорее всего, две стороны одной проблемы. Если бы мы знали, что нам отведено, скажем, еще 10 лет, мы бы начали писать книгу или симфонию, или изучили бы весь «каталог музыкальных шлягеров». Но мы не знаем, когда нам суждено умереть, поэтому мы должны убедить себя в том, что мы в личных, творческих и во всех остальных отношениях сделали все, что казалось нам важным. Для меня это лучший аргумент против бесполезной траты времени. Некоторые люди говорят, что все это бессмысленно, если после смерти ничего нет; и даже если бы после смерти была жизнь, это все равно было бы бесполезно, потому что она происходила бы на совершенно ином уровне. Для меня эти аргументы бессмысленны, потому что в душе мы не знаем, дарована ли нам другая жизнь, но и не считаем, что жизнь гаснет как свеча. Поскольку мы не знаем, что ждет нас после смерти, мы должны сделать все возможное, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это человеческая дилемма, но также и человеческое счастье, ведь мы не знаем, когда закончится наша жизнь, и поэтому мы постоянно находимся в творческих поисках».

Особый интерес в «Imperium» вызывает смешение буддийских и христианских текстов. Не менее интересен также рассказ Дэвида о том, как он пришел к буддизму. “Imperium” не выглядит как скупой коллаж достижений западной и восточной культуры во многом благодаря взглядам Тибета на принципиальную тождественность христианского и буддийского учения.

«Между буддизмом и христианством не существует никаких принципиальных различий. Если взглянуть на христианство – безо всякого мусора, который свалили на него римские папы и Мартин Лютер – и буддизм в своем истинном облике, как это предполагал Будда – без суеверных представлений и ритуалов – то можно заметить, что у них есть общее послание. Это лишь разные методы, позволяющие познать собственное предназначение. Христиане с Запада интересуются буддизмом, поскольку они находят в нем что-то экзотическое, при этом они видят, как продажно христианство, видят, что священники трахаются со своими экономками и детьми, проводя свои мрачные богослужения в церкви или где-то в других местах, и все это толкает их к выводу: это больше не христианство, это совсем не то, что проповедовал Христос. С другой стороны, нужно задать себе вопрос, почему так много людей, выросших в буддийском обществе, переходят в христианство», рассуждает Дэвид.

«Вы увидите то же самое, как местные буддийские священники трахают своих экономок и детей. Эти два общества очарованы видом и музыкой друг друга, но они перепутали одежду, внешность с душой, с теми посланиями, которые сокрыты в религии».

Знакомство с буддизмом, а также тяжелая болезнь Дэвида дали ему понять, что те силы, к которым апеллировал Кроули, обладают не слишком хорошими качествами. С тех пор Дэвид нередко задумывался о перемене названия Current 93, осознавая при этом, с какими проблемами ему придется столкнуться.

«Я задумывался над разными названиями, к примеру, над Current 888, поскольку это имя Христа в книге Откровений. Я разговаривал об этом со Steven Stapleton, и он считал, что как ты начал, так ты и должен продолжать. Я могу жить с этим названием. Оно действительно значит не так много. В конце концов, я – это тот, кто стоит за Current 93, и люди полюбили это название. Если бы я выбрал другое название, то, естественно, я бы оказался в той же самой ситуации: меня бы снова стали спрашивать люди, что означает название, к примеру, Current 888, хотел ли я этим сказать, что каждый христианин попадет в ад и т.д. Мне бы пришлось отвечать на подобные глупые вопросы. Мой выбор пал на Current 93 и я остаюсь с этим названием», заканчивает свое рассуждение Дэвид.

Два следующих альбома «Christ And The Pale Queens Mighty In Sorrow» и «Earth Covers Earth» (оба выпущены в 1988) передавали ту печаль, которую Дэвид испытывал еще при появлении «Imperium», но на тот момент не мог ее выразить. Когда в коллектив пришел Tony Wakeford (Sol Invictus), пристрастие Дэвида к фольклорной музыке значительно усилилось, поэтому отныне он стал обозначать свою музыку как «Apocalyptic Folk».

«Я прослушал много фолк-музыки, и на тот момент все еще был увлечен апокалипсисом. Я был изрядно взбешен тем, что Current 93 относили к Industrial, поскольку Current 93 никогда не был Industrial-группой. С Industrial я связываю шумы, жесткий саунд, атональное звучание и управляемые электроникой драм-машины. Под Industrial я понимаю кассетные записи со скверным качеством звучания, наполненные шумным саундом, в котором люди орут про Чарльза Мэнсона, Гитлера и концентрационные лагеря».

На опубликованной в 1992 году CD-версии «Earth Covers Earth» находится, наряду с «The Dreammoves Of The Sleeping King», записанный в 1985 году трек, тематически похожий на «In Menstrual Night» и повествует о странах, в которые уходят сны после своей смерти.

«Когда я был ребенком, я считал сны настолько реалистичными, что если мне снились, к примеру, комиксы, которыми я непременно хотел обладать, а наутро их не было под моей подушкой, то я был очень разочарован. Во всяком случае, это пробудило мой интерес ко снам, я хотел узнать что-то об их природе, откуда они прибывали и, прежде всего, куда они уходили. Конечно, наши сны во многом зависят от нас самих, однако я считаю, что некоторые сны приходят к каждому из нас в той или иной форме, поскольку все мы обладаем универсальными пристрастиями. Сновидения являются важной составляющей нашего сна, и зачастую они влияют на нас даже после того, как мы проснулись, или переходят из одного сна в следующий. Я нахожу существование различных этапов сна очень захватывающим, и это не имеет ничего общего ни с оккультизмом, ни с астральными путешествиями. Но где проходит та жизнь, которую мы ведем во сне? Я думаю, если для каждого из нас существует своя страна снов, то я найду в ней миллионы комиксов. А может, существует только одна страна для всех, в которой встречаются все сны?»

На альбоме «Christ And The Pale Queens» Дэвид частично (в «Forever Changing» и в заглавной песне) размышлял о видениях Хильдегарды Бингенской (1098 -1179), основная тема которых – полное единство творений: в мире ангелов, в растениях и животных, в мечтах, в духовной борьбе и в милости. В столетие, обусловленное жаждой власти, страстью к роскоши и аскетизмом, столетие, построенное на контрастах выступлений, отчаяния и надежды, она записала вместе с обширными исследованиями природы три больших видения: «Scivias» – предостерегающая книга для богоугодной жизни, «Liber vitae meritorum» – книга жизненных заслуг и, наконец, «Liber divinorum operum» – книга Господних трудов.

Возросший интерес Дэвида к рейнской аббатисе мог быть обусловлен не только языковой красотой и обширными сведениями о природе в контексте медицины, но также по большей части столкновением Бога и Сатаны, которое является центральной темой Хильдегарды Бингенской. В центре их борьбы находится человек, который через Бога получает силу, чтобы преодолеть разрушающее влияние. Хильдегарда показывает ему, что он находится в скрытой космической связи с сотворением мира и историей искупительного подвига Христа, причем она заимствовала картины своих видений не только из апокалипсиса иудаизма и раннего христианства, но и из напряженности современной истории и повседневных событий.

Во время своего пребывания в Исландии с 1986 по 1991 год Дэвид сотрудничал с HÖH; плодом этого сотрудничества стал альбом «Island», который во многих отношениях стал необычным произведением Current 93, поскольку Hilmar дополнил музыку синтезированными аранжировками, которые несколько напоминают Vangelis. Ласкающие слух мелодии служат единой музыкальной концепции.

«За симфонический характер ‘Island’ отвечал Hilmar. Исландия, конечно, обладает чем-то, толкающим на создание именно такого типа музыки, определенной атмосферой, однако это не является вкладом Hilmar’а, поскольку его музыка звучит не слишком по-исландски, скорее как облегченная версия Вагнера», считает Дэвид. «Мы работали над альбомом довольно долго, и были недовольны практически всем, что мы делали. Hilmar мог трудиться над музыкой целую вечность, и когда мы однажды работали 12 часов в студии, я заснул прямо на диване. Hilmar вошел тогда в три часа ночи и разбудил меня. Он был в воодушевлении от того, что записал ‘Falling’, и хотел теперь записать мой вокал для этого трека. Я был очень заспанный, и сказал ему, что у меня нет лирики, но он думал, что я смогу спеть и без нее. Все, что я смог сделать, это записать сонный ‘Falling’, потому что я очень хотел снова лечь в кровать и забыться. Я думаю, атмосфера этого альбома вобрала в себя то, что я большую часть времени спал, и разбудить меня было невозможно, а также то, что в моей сумке было много христианских книг, которые я читал в свободное время. Атмосфера ‘Island’ – это смесь Исландии, Hilmar и сна».

После длительного пребывания в Японии, где в 1988 был записан и в 1990 издан live-альбом «Looney Runes», Дэвид вернулся в Лондон, чтобы в скором времени взяться за работу над двойным альбомом «Thunder Perfect Mind». Однако до него появился еще один live-альбом 1991 года «As The World Disappears…», который документирует выступление 15.12.1990 в Амьене, городе во Франции. В противоположность «Looney Runes», который представал как смесь шумового саунда и прелестного вокала Rose McDowall, «As The World Disappears…» отличался уже минималистическим гитарным саундом, дополненным проникновенным вокалом Дэвида, что стало характерно для всех последующих работ Current 93.

Альбом «Thunder Perfect Mind» 1992 года, отличающийся заботливым оформлением буклета, в который теперь была включена лирика, показал, что тексты стали играть для Дэвида новую роль.

«Лирика стала более важной. Она всегда была важна в эмоциональном плане, в частности, в ‘Nature Unveiled’ и ‘Maldoror Is Dead’, где я выражал свои переживания и ощущения, причем я не задумывался над тем, будет ли важна лирика для других людей. Между тем, лирика получила особую важность именно тогда, когда я стал прилагать все большие и большие усилия для того, чтобы передать свои чувства, не стараясь донести до людей какие-то вести или послания. Как раз после ‘Swastikas For Noddy’ музыка всегда записывалась под конкретные тексты, поэтому она отражала эмоции, заложенные в лирике. Для моего последнего альбома ‘Of Ruine Or Some Blazing Starre’ я написал тексты, передал их Michael и напел ему их, чтобы он представлял, как они приблизительно должны звучать. Michael играл разные версии, которые приходили ему в голову, до тех пор, пока я не говорил ему: «Да, это то, что нужно. Я не умею играть на музыкальных инструментах и у меня совершенно нет чувства ритма и такта, но в отношении того, что я хочу сказать, у меня всегда хороший слух». Заголовок «Hitler As Kalki», мини-CD, выпущенного в 1993, убедил критиков Дэвида в том, что он, как и его друг Дуглас, является нацистом, несмотря на высказывание Тибета по этому поводу:

«Я не собираюсь ни в чем убеждать людей. С какой стати они решили, что я нацист? Я не встречал пока еще никого, кто назвал бы меня нацистом. Люди полагают «наверно», «возможно», что я нацист, потому что я дружу с Дугласом, и люди уверены, что он является им, хотя на самом деле он никакой не нацист. Я знаю Дугласа уже довольно долгое время и знаю его гораздо лучше, чем люди, утверждающие, что Дуглас – нацист. Дуглас всегда говорил: «первое, что сделал Гитлер, это отправил гомосексуалистов в концлагерь».
Я довольно часто обращал свои взгляды на Гитлера и нацистов, и я считаю, что Гитлер и нацисты были Сатаной. Немцы столкнулись с большими проблемами из-за Гитлера, что понятно. Они думают, что каждый из них несет часть ответственности за произошедшее. Из-за этого происходят разные проблемы. В Англии многие старые люди до сих пор считают, что все немцы должны ответить за Гитлера, что я считаю полной чушью. Я имею в виду, что вы (немцы) не несете ответственности за Гитлера, и это выглядело бы глупо, если бы я отказал тебе только потому, что твой отец воевал против моего деда. Немцы очень чувствительно относятся к этому, и они ожидают, что остальные должны точно так же чувствительно реагировать на это.
Фашизм – это религия для людей, которые не могут приспособиться к окружающей обстановке, и я не имею ничего против того, что сторонники неорганизованных акций выступают против фашизма, но за что они борются? Необходимо выступать за что-то, а не против чего-то. Иногда в Англии проскальзывают такие отчеты, как «подъем нацизма в Германии», в которых фигурируют глупые, жирные скинхеды.
Когда Гитлер пришел к власти, у него была очень хорошая организация. Конечно, в его партии было много глупых людей, но при этом присутствовали и умные. Во всяком случае, он не смог бы так долго быть у руля, если бы вокруг него вращались глупые скинхеды. У Дугласа есть слабость к немецкой униформе и символике, он любит сам стиль, но он не фашист»
, расставляет точки над i Дэвид.

В сноске к лирике Дэвид выражает надежду, что разрушение в скором времени будет преодолено, появится новое небо и новая земля. «Я думаю, что надо всегда надеяться, и я жду, исполненный надеждой, того момента, когда разрушение наконец пройдет, и возникнет новый мир. Я считаю, что в космической перспективе жизнь на земле бесконечна, но наш мир будет разрушен и вновь возрожден. Разумеется, мы покинем землю и отправимся в рай или в ад. Если мир окончательно будет разрушен, некоторые из нас возвратятся на обновленную землю, а остальные попадут в ад или в рай. Я усердно молюсь о том, чтобы после этого конца я отправился в рай».

В то время как буддийское учение и христианский апокалипсис все еще определяют жизнь и творчество Тибета, он стал относиться к магии более чем скептически, однако это можно понять, ведь сегодня все больше молодых людей отворачиваются от христианства и обращаются к самым разным магическим теориям и практикам.

«Основная причина бунтарского поведения молодых людей заключается в том, что они хотят противопоставить себя остальным людям, шокировать их своим странным внешним видом, потому что так они выражают свою индивидуальность. Они говорят, что интересуются Кроули. Проблема заключается в том, что все пошло вверх дном. Если двадцать лет назад кто-нибудь сказал на концерте: «я – приверженец Кроули», то остальные в ужасе отпрянули бы от него. Если сегодня произнести это на каком-нибудь Gothic-концерте, то вокруг тебя возникнут горы рук, поднятых в порыве одобрения. Сегодня шокировать публику можно, скорее, своими заявлениями о том, что Иисус Христос, Божий сын, действительно существовал.
Многие люди отвергают христианство. Во многом это связано с той разрушительной практикой по расширению божественных владений. Люди видят в христианстве одни лишь проблемы — допросы, строгое воспитание в школе, — и отворачиваются от него. Все это ясно. Люди не видят положительных сторон христианства. Они видят только всякую ерунду, которую доносят до них различные источники. Именно поэтому люди и бунтуют, но я считаю, что это ни к чему не приведет.
Когда люди интересуются Кроули, таро, кельтской мифологией или чем бы то ни было, они выступают против чего-то, что им не нравится. Люди становятся сатанистами, потому что они плюют на Иисуса, но они забывают, что Сатана не может существовать без Христа. Сатанизм – это обратная сторона христианства. Даже перевернутое распятие по-прежнему означает, что Иисус все еще существует. Такую реакцию я считаю глупой»
, размышляет Дэвид.
В прошлом году группа Current 93 выпустила двухдисковый сборник «Emblems: The Menstrual Years», мини-CD «Hitler As Kalki», а также переиздала на CD альбомы «Swastikas For Noddy» и «Crooked Crosses For The Nodding God». В этом году группа порадует нас новым материалом.

Альбом «Of Ruine Or Some Blazing Starre», записанный Тибетом вместе со Стивом и Michael Cashmore при поддержке Phoebe Cheshire, отличается удивительной, чарующей атмосферой и представляет собой сборник художественных анекдотов, объединенный впечатляющими иллюстрациями, музыкальными влияниями со стороны средневековья и ренессанса, цитатами любимых писателей Дэвида: Луиса Уэйна и Пьера де Ронсара.
Несмотря на то что литературные цитаты встречаются в новом альбоме относительно редко, Дэвид сумел вместить в него все богатство традиционного музыкального наследия таких композиторов как Anthony Holborne, Calum Ruadh и William Lawes (его песня «Beauty In Eclipsa» навеяла Тибету название альбома).

«Я бы не сказал, что я адаптирую музыку, которую я ранее слышал. Музыка, которую я слушаю, находясь дома, чаще всего, заключена в рамки XII-XVII столетий. Помимо нее, мне также нравятся грегорианские хоралы, многоголосие и английские композиторы, такие как William и Henry Lawes.
Часть песен с моего нового альбома принадлежит композитору Holborne. Я считаю, что эти песни отлично вписываются в общую канву альбома и создают прекрасную атмосферу, которая достигает желаемого эффекта.
Другая часть песен берет свое начало в средневековой музыке пилигримов, которая имела что-то от маршевой музыки, оказавшей на меня сильное эмоциональное воздействие. Оба трека с моего нового мини-альбома ‘Lucifer Over London’ были навеяны индийскими санскритскими гимнами. Меня вдохновляет многое, но обычно из всего этого я запоминаю только несколько нот или основной ритм».

Дэвид осознает развитие лирики, которая долгие годы искала свою форму и на новом альбоме достигла своего апогея.

«В новом альбоме можно ощутить влияние многих писателей и деятелей искусства. Раньше я старался изложить только свои собственные мысли и чувства. Однако теперь я был очарован некоторыми авторами, которые испытывали похожие ощущения, что и я. На создание альбома ушло около двух лет, за это время я написал много текстов, более тридцати страниц в черновом варианте. Все это долго объединялось и переделывалось, до тех пор, пока я не считал, что это было действительно тем, что я хотел выразить. Работа над текстом меня сильно угнетала. Я видел, что некоторые музыканты и деятели искусства имели схожее ощущение надвигающего конца света. Я думаю, что последний альбом – это самое личное, что я когда-либо делал. Именно этот альбом отличается самыми крупными влияниями со стороны, поскольку за последние два года я столкнулся с разными людьми, которые много для меня значат, чье творчество я мог связать со своими эмоциями».
Тем временем новый мини-альбом «Lucifer Over London» уже появился, остается дождаться только сборника лирики Дэвида, который будет выпущен в формате книги.

«Книга с лирикой будет содержать примерно 90% моих текстов. Вместе с ней будет идти компакт-диск, на котором можно будет услышать материал последних 12-15 лет, песни, которые я всегда хотел опубликовать, но не мог, потому что они представляли собой, к примеру, радиопьесы на кассетах, отрывки 1983 года, материал, который близок моему сердцу, но который я не хотел издавать на CD для продажи».

Интервью брал Дирк Хоффманн, специально для Zillo.

Блог про WordPress
Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Получать новые комментарии по электронной почте.